Опубликованные в конце июня данные баланса финансовых потоков Беларуси за первый квартал текущего года (табл. 1) показывают, что по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года (табл. 2) население сократило поддержку других экономических агентов сразу в 4,6 раза или на 19,8 трлн. BYR (с 26,3 трлн. BYR до 6,5 трлн. BYR). В первую очередь это ощутили на себе коммерческие банки, поскольку 99% своих свободных средств население размещало в виде банковских вкладов. В итоге существенно сократилась ресурсная база банков, и сузились их возможности по кредитованию экономики. Не помогло даже привлечение ими средств из-за границы на сумму 4,7 трлн. BYR (табл. 1).
Как следствие, согласно данным того же баланса финансовых потоков, банки снизили поддержку других экономических агентов в 2 раза или на 19,5 трлн. BYR (с 43,5 трлн. до 24,0 трлн. BYR). При этом кредитная поддержка предприятий снизилась лишь на 9,7 трлн. BYR или на 43%. Чтобы не допустить двукратного снижения поддержки предприятий, банкам пришлось снизить поддержку Правительства и Национального банка (на 2,1 и 7,3 трлн. BYR соответственно).
Недополученные 20 трлн. BYR от населения и банков, другие экономические агенты практически полностью компенсировали за счет остального мира. Поддержка со стороны последнего выросла на 17 трлн. BYR. В итоге общая поддержка экономических агентов со стороны чистых кредиторов (населения, банков и остального мира) составила в первом квартале текущего года 53,1 трлн. BYR или 24% к ВВП. Для сравнения в первом квартале прошлого года она составляла – 58,3 трлн. BYR или 30% к ВВП. То есть общее снижение в итоге составило 5,2 трлн. BYR или 20% в реальном выражении (с учетом инфляции).
В первом квартале пятая часть (20%) из общего объема поддержки пришлась на правительство. Никогда прежде правительство не забирало такую значительную долю ресурсов. В 2013-2015 гг. среднее значение этой доли составляло всего 1,3%. В первом квартале прошлого года правительство вообще являлось чистым кредитором, а не чистым заемщиком. По сравнению с аналогичным кварталом предыдущего года поддержка правительства увеличилась на 12,6 трлн. BYR. Таким образом, правительство оттянуло на себя значительную часть имеющегося объема поддержки. Если раньше предприятия забирали почти 4/5 (76%) общего объема поддержки, то в этом году 3/5 (58%). Недостающую 1/5 часть ресурсов забрало правительство.
Сокращение общего объема поддержки, появление нового крупного заемщика ресурсов в лице правительства, сокращение объема кредитования со стороны банков, увеличение отчислений в бюджет, привело к сокращению поддержки предприятий (на 13,5 трлн. BYR) или с 23% к ВВП до 14,5% к ВВП.
Таблица 1. Сальдированный баланс финансовых потоков Беларуси за январь – март 2016 г., млрд. BYR
Источник: Статистический бюллетень Нацбанка, №6, 2016, С. 26
Таблица 2. Сальдированный баланс финансовых потоков Беларуси за январь – март 2015 г., млрд. BYR
Источник: Бюллетень банковской статистики, №6, 2015, С. 30
Сверхпотребление в первом квартале текущего года составило 2,6 млрд. USD в долларовом выражении или 25% к ВВП. Из них, – 1,47 млрд. USD или 58% от общей суммы профинансировал остальной мир (рис. 1, табл. 3). Здесь порядок цифр совпадает с данными платежного баланса, согласно которым приток иностранного капитала в страну в первом квартале составил 1,27 млрд. USD, из которых 1 млрд. USD составили реинвестированные предприятиями-нерезидентами доходы. Возможно, разница в цифрах объясняется курсовыми разницами, поскольку баланс финансовых потоков представляется Нацбанком в белорусских рублях, а платежный баланс – в долларовом выражении.
Рис. 1. Экономические агенты, финансирующие дисбаланс
Таблица 3. Вклад в финансирование общего дисбаланса отдельных агентов, % к итогу
Источник: Расчет CASE Belarus по данным Нацбанка
Стоит отметить, что в первом квартале всегда отмечается всплеск сверхпотребления из-за фактора сезонности. Им как раз и служит реинвестирование доходов нерезидентами, которое происходит на протяжении всего первого квартала с пиком в марте месяце. Без миллиарда долларов реинвестированных доходов сверхпотребление в первом квартале составило 15,6% и соответствовало уровню прошлого года (15,9%).
По этой же причине в первом квартале завышена доля сверхпотребления у предприятий. Часть этого сверхпотребления пришлось на предприятия с иностранной формой собственности, а не на госпредприятия и не на частные предприятия с белорусским капиталом. В последующих кварталах величина сверхпотребления снизится, как по предприятиям, так и по экономике в целом.
Учитывая этот факт, вклад Нацбанка и правительства в общий дисбаланс в первом квартале, равный соответственно 21 и 20%, выглядит особенно внушительным (рис. 2, табл. 4). Расчеты показывают, что без миллиарда реинвестированных доходов, этот вклад составлял бы соответственно 34,5 и 32%. То есть дисбаланс сейчас примерно поровну (по 1/3) распределяется между Нацбанком, правительством и предприятиями. При этом суммарно на Нацбанк и правительство приходится 66,5% от общего дисбаланса, а на предприятия – 33,5%. В предыдущие годы (за исключением 2011 г.) подавляющий вклад в общий дисбаланс вносили как раз предприятия (57-86%). Столь значительного оттягивания средств со стороны сектора госуправления и органов денежно-кредитного регулирования еще не наблюдалось.
Рис. 2. Экономические агенты, создающие дисбаланс в экономике
Таблица 4. Вклад в общий дисбаланс отдельных агентов, в % к итогу
Источник: Расчет CASE Belarus по данным Нацбанка
Это подтверждает выводы отдельных исследователей о том, что нынешняя рецессия в экономике Беларуси тесно связана с внешним долговым кризисом, который переживает страна. Значительная часть ресурсов направляется органами госуправления на погашение и обслуживание внешнего и внутреннего валютного долга. Это сужает возможности для инвестирования в реальный сектор экономики и во многом обуславливает депрессивность инвестиционного процесса.
По всей видимости, ранее одолженные средства были инвестированы в проекты, которые не дали должной отдачи, не смогли привести к существенному увеличению валютной экспортной выручки и улучшению текущего счета платежного баланса. Поэтому страна столкнулась с долговым кризисом.
В 2008-2010 гг. в среднем 20% валового накопления основного капитала в Беларуси формировалось за счет прироста чистого внешнего долга. В 2013 году этот показатель составлял 26% (рис. 3).
Рис. 3. Доля валового накопления, обеспеченная за счет прироста чистого внешнего долга (ЧВД)
В 2016 году, средства, вложенные в 2008-2010 годах, уже должны были дать отдачу. Но, похоже, этого не происходит. Рассчитываться по долгам приходится в условиях, когда валютная экспортная выручка не только не увеличилась, но даже сократилась.
Автор: Владимир Акулич
Источник: ЭКОНОМИКА.BY
Другие статьи по теме
Межсекторальный дисбаланс в экономике Беларуси сохраняется на уровне 15% к ВВП