wrapper

Новости - слайдер на главной

В отдельной аналитической записке, подготовленной экспертами Группы Всемирного банка, предлагается особое внимание в Беларуси уделить совершенствованию распределения кредитных ресурсов.

Эксперты отмечают, что по своим масштабам директивное кредитование в Беларуси не сравнится с аналогичным кредитованием в Южной Корее, Китае или Индии. Его огромные масштабы, начиная с 2008 года, привели «к формированию значительных перекосов в финансовой системе и распределении ресурсов в экономике».  На начало сентября 2015 года «доля директивных кредитов в кредитном портфеле банков превысила 40%, что составляет 18% к ВВП». 

По мнению экспертов Всемирного банка (ВБ), широкое использование государственных программ директивного кредитования фактически привело к разделению финансовой системы Беларуси на две примерно равные части: на субсидируемую и несубсидируемую составляющие. Для предприятий, которые смогли получить доступ к льготным кредитам, в основном это госпредприятия, «средняя процентная ставка в 2015 году составляла лишь 9% годовых при инфляции в 13,5%». В свою очередь для предприятий, которые кредитовались на коммерческих условиях, в основном это частные предприятия,  «средняя ставка находилась на уровне 34%». 

По мнению экспертов Всемирного банка, широкое использование государственных программ директивного кредитования не предвещает белорусской экономике ничего хорошего. 

Несмотря на наличие доступа к льготным кредитным ресурсам на протяжении ряда последних лет,  «госпредприятия не смогли обеспечить рост доходов и производительности». Одну из причин этого эксперты видят в «отсутствии единой системы учета таких кредитов, а  также  в отсутствии регулярной  последующей  оценки их действенности и эффективности». В то же время чрезвычайно высокие процентные  ставки для частных предприятий сдерживают их инвестиции, снижают их потенциал в расширении производства и создании рабочих мест. 

Однако даже не это самое важное. По мнению экспертов ВБ, важнее всего то, что госпрограммы директивного кредитования могут негативно сказаться на устойчивости банковского сектора и сбалансированности госбюджета. Поскольку «они создают квазифискальные риски  в  связи  с  формированием  значительных  условных  обязательств  правительства», которые со временем могут превращаться в реальные обязательства. «Продолжающийся экономический спад и рост уровня необслуживаемых кредитов уже вынуждают Правительство принимать от коммерческих банков некоторые из наиболее проблемных активов», отмечают эксперты ВБ. В 2014 году сумма таких активов составила 0,7% к ВВП, а в  2015 году,  по оценке экспертов ВБ, она будет еще больше.

В этой связи, экономисты ВБ, советуют взвешенно подходить к масштабам и скорости снижения  объемов  директивного  кредитования. Особенно в условиях рецессии. Предлагается провести тщательный анализ и «оценить ожидаемое влияние  различных  сценариев  сокращения  директивного  кредитования  на  госпредприятия  и  банки,  включая возможные издержки для госбюджета, связанные с рекапитализацией банков и сокращением численности работников госпредприятий». Иначе, предостерегают эксперты, может резко вырасти «число предприятий, которые окажутся  не  в  состоянии  обслуживать  свои  долги, что (…)  окажет  негативное влияние на  состояние  портфелей коммерческих банков».

При этом это вовсе не означает, что следует отказаться от сокращения госпрограмм директивного кредитования. По мнению экспертов ВБ, должен быть разработан «план поэтапной ликвидации директивного кредитования с  четкими  сроками  реализации  мероприятий. Стратегия сокращения  директивного  кредитования  должна  быть  амбициозной,  но  при  этом  следует реалистично устанавливать сроки и учитывать побочные эффекты для экономики в целом». 

При этом снижение  объемов  директивного  кредитования, по мнению экономистов ВБ, следует обязательно увязывать с проведением реструктуризации госпредприятий. Предприятиям может быть предложено списание задолженности или замена долговых обязательств капиталом только «при наличии реалистичных и достижимых планов реструктуризации». При этом «ожидания  улучшения  внешнеэкономической  среды  в  будущем,  не  должны  служить  причиной реструктуризации  задолженности», настаивают эксперты ВБ.

 Кроме возможных негативных краткосрочных последствий для банков и госбюджета, сокращение директивного кредитования может привести к росту безработицы. В этой связи, отмечают представители ВБ, «по  мере  ухода  нежизнеспособных  предприятий  с  рынка  необходимо  будет предпринимать  меры  по  смягчению  негативных  социальных  последствий».

Автор: Юлия Ефименко

Источник: ЭКОНОМИКА.BY

 

Leave a comment

Миссия

Продвигать аналитику для информирования и выработки доказательной политики, адвокатировать развитие частного сектора.

Портал ЭКОНОМИКА.BY

О портале

For using special positions

https://ekonomika.by

For customize module in special position

https://ekonomika.by

Template Settings

Color

For each color, the params below will give default values
Blue Green Red Radian
Select menu
Google Font
Body Font-size
Body Font-family