А если подсчитать общее количество ежегодно продаваемого в стране «железа» с уже установленной лицензионной «виндой», то итоговая цифра не превысит 4-5%.
С приходом кризиса ситуация только усугубилась. Продажи лицензионной продукции только в первом квартале 2009-го сократились почти на четверть. Процесс был прогнозируемым – многие заказчики просто перестали выделять деньги на покупку программ, ожидая дальнейшего ухудшения экономической ситуации. Что уж говорить о физических лицах, которые легальные программы и в лучшие времена приобретали крайне редко из-за очень высокой (по белорусским меркам) цены. Стоимость лицензионного софта и в самом деле значительная. К примеру, современный пакет программ для домашнего компьютера обойдется пользователю ни много – ни мало $100-200, в то время как установка «серого» пакета не превышает $30-40. В условиях ограниченности средств, многие, конечно, предпочитают второе.
Законодательно воздействовать на недобросовестных потребителей продукта у нас пока невозможно, поскольку для начала расследования необходимо иметь заявление от правообладателя, права которого ущемлены. А официального представительства многих производителей софта в Беларуси просто нет. Возможно, ситуация изменится этой весной, когда в Минске откроется офис Microsoft, крупнейшего игрока на рынке программного обеспечения. В свое время приход этой компании на рынок Сербии увеличил там оборот лицензионного софта в 12 раз! Наличие зарегистрированного правообладателя и официального офиса позволит компании привлечь белорусские правоохранительные органы для защиты своих прав в случае их нарушения.
Повысить долю легального ПО можно было бы и дифференцировав стоимость продуктов Microsoft в зависимости от платежеспособности потребителей. Как считают эксперты «Дела», этим поставщики мировых технологий могли бы существенно помочь странам с развивающейся экономикой. Кроме того, такой подход дал бы хороший толчок к переходу на лицензионное ПО. Однако в ближайшее время рассчитывать на поблажки вряд ли стоит.
Сейчас же основным сдерживающим фактором для распространения «серого» продукта является блокировка Интернет-ресурсов, дающих бесплатные ключи и ворованные обновления, а также информирование потребителей о возможностях легального ПО.
Подробную информацию о белорусском софтверном рынке ищите в апрельском номере журнала «Дело», главная тема которого – «Мобильные коммуникации». А из рубрики «Личный капитал» вы сможете узнать, как стать $ миллионером в Беларуси.
Источник: Дело