Ученый Джон Винтерс (John V. Winters) рассматривает миграцию как инвестиции в человеческий капитал. Отношения между человеческим капиталом и внутренней миграцией главным образом свойственны лицам, обучающимся в высших учебных заведениях, отмечает Винтерс.
В своем исследовании автор использовал топ-20 самых образованных городов, где процент населения со степенью бакалавра и выше превышает 30%. Для подтверждения своей теории, ученый изучил скорость миграции в городах с высоким, средним и низким человеческим капиталом, определил эффект, который оказывает доля людей с высшим образованием на показатель чистой миграции, рассмотрел миграцию по возрастным группам (таблица 1).
По мнению автора, молодых и пожилых людей привлекают разные места. Молодых часто привлекают районы с высокой заработной платой и сильной деловой средой, в то время как пожилых привлекает районы с высоким качеством жизни, но низкой стоимостью жизни.
В ходе исследования опасение вызывал тот факт, что на результаты мог оказать влияние эффект «колледжа города», отмечает Винтерс. «Колледж города» – это, как правило, небольшой или средний городской район, который доминирует благодаря наличию в нем колледжа или университета. Однако, даже после исключения «колледжей города», коэффициент для человеческого капитала в сети миграционного уравнения является положительным (таблица 2). Это еще раз подтверждает то, что smart cities растут даже после исключения данного эффекта.
Таблица 2. Миграционные данные по «Колледжам города», 1995-2000
|
В |
Из |
Чистый |
Города из списка, 20% колледжей которых не являются «колледжами города» (N=43) |
0,208 |
0,168 |
0,040 |
Города из списка, 20% колледжей которых являются «колледжами города»(N=21) |
0,323 |
0,245 |
0,078 |
Примечание. Пространство определено как колледж города, если доля его мигрантов в возрасте 18-24 гола больше, чем стандартное отклонение средней доли мигрантов в возрасте 18-24 года во всех областях.
На основании проведенного исследования ученый отмечает, что рост интеллектуальных городов частично включает в себя внутригосударственную «утечку мозгов» из районов без высших учебных заведений в районы с высшими учебными заведениями. Со временем это может оказать существенное влияние на перераспределение квалифицированных рабочих в государстве.
С полной версией статью можно ознакомиться в Journal of regional science (Май 2011).
Стоит отметить, что в Беларуси такие достаточно многонаселенные города, как Бобруйск, Борисов, Лида, Орша, Слуцк, и др., не имеют собственных университетов. Выпускники школ этих городов вынуждены ехать за высшим образованием в столицу, либо в другие города Беларуси. Поэтому можно предположить, что процессы, описанные Джоном Винтерсом, имеют место и в Беларуси. Иными словами, указанные города, не имеющие университетов, служат донорами для поставки трудовых ресурсов с высоким человеческим потенциалом для столицы и областных центров.
Автор: Ирина Юрченко
Источник: ЭКОНОМИКА.BY