wrapper

Новости - слайдер на главной

12-01-12-06Минск и Москва пока не могут согласовать стоимость транзита российской нефти через территорию Беларуси в Европу. Между тем срок действия нынешнего транзитного соглашения истекает 1 февраля, и до 25 декабря стороны должны были согласовать новые условия.

Наблюдатели не исключают очередного энергетического спора между двумя странами. А некоторые прогнозируют, что белорусскую нефтяную трубу ждет судьба «Белтрансгаза», ставшего недавно собственностью России.

Условия поставки российской нефти на белорусские НПЗ в 2012-2015 годах регулируются протоколом, который был подписан в Москве 15 декабря минувшего года. От Беларуси документ подписали руководители концерна «Белнефтехим», Мозырского и Новополоцкого НПЗ, от России — представители компаний-поставщиков («Газпромнефть», «Лукойл», «Роснефть», «Сургутнефтегаз», «ТНК-ВР»).

Ежегодный транзит российской нефти через Беларусь составляет около 75-80 млн. тонн. По белорусской территории проходят две ветки магистрального нефтепровода «Дружба». По северной ветке, оператором которой является ОАО «Полоцктранснефть Дружба», нефть поставляется только до новополоцкого НПЗ «Нафтан» (Витебская область).

Оператором южной ветки нефтепровода является ОАО «Гомельтранснефть Дружба». По ней российская и казахстанская нефть поставляется в Польшу, Германию, Венгрию, Словакию, Чехию, Украину и на ОАО «Мозырский НПЗ» (Гомельская область).

Предусмотрено, что в 2012 году на белорусские НПЗ трубопроводным транспортом будет поставлено 21,5 млн. тонн российской нефти, или на 3,5 млн. тонн больше, чем в прошлом году. Кроме того, в нынешнем году Беларусь планирует получить 4 млн. тонн нефти из Венесуэлы.

Поскольку потребности белорусской нефтепереработки будут полностью обеспечены, нефтяной баланс, который согласовали Москва и Минск, впервые предусматривает поставки нефтепродуктов из Беларуси в Россию. Прямая экономическая выгода от новых условий поставок нефти составит 700 млн. долларов, сообщил в декабре премьер-министр Беларуси Михаил Мясникович.

Эксперт-консультант госконцерна «Белнефтехим» Сергей Фурс утверждает: это самые выгодные для Минска условия поставки нефти за последние пять лет.

«Фактически с запуском Единого экономического пространства Беларусь возвращается в ельцинские времена, к формуле «нефть в обмен на поцелуи», — говорит Фурс.

Тем не менее, вопрос о цене транзита пока остается нерешенным. В Министерстве энергетики Беларуси подтверждают, что переговоры на этот счет ведутся с декабря, однако подробностей не сообщают.

По некоторым сведениям, Минск настаивает на 20-процентном повышении тарифов, однако российские партнеры считают, что это чересчур много.

Сейчас Россия платит за транспортировку одной тонны нефти через территорию Беларуси по следующим тарифам:

• 165,52 российского рубля — в направлении Унеча — Адамова Застава;

• 71,09 — по маршруту Унеча — Броды;

• 20,62 — в направлении Невель — Полоцк — Высокое.

Механизм тарифного регулирования был согласован и утвержден сторонами еще в январе 2010 года. В соответствии с этой схемой ежегодно, не позднее 15 ноября, российская компания «Транснефть» должна информировать белорусские трубопроводные компании о планируемом объеме прокачки нефти через Беларусь. Исходя из этого, белорусская сторона рассчитывает транзитные тарифы и до 25 ноября передает их для согласования в «Транснефть». Процесс согласования должен завершаться до 25 декабря. До 15 января Минэкономики Беларуси утверждает новые тарифы в российских рублях, и 1 февраля они вступают в силу.

Впервые такая методика расчета была применена в феврале 2010 года. Тогда тарифы увеличились на 11%. 1 февраля 2011 года тариф на транзит российской нефти через территорию Беларуси был повышен еще на 12,5%. На такую же величину выросли тарифы на транспортировку нефти до белорусских НПЗ.

Действующие договоренности предусматривают: любое изменение тарифов должно быть экономически обосновано. Необходимость 20-процентного увеличения Минск мотивирует новыми условиями перекачки нефти, которые, в свою очередь, изменились в связи с подорожанием энергоносителей.

Поскольку времени до 1 февраля остается не так много, компромиссное решение должно быть принято в ближайшее время. Если же дело дойдет до конфликта, то на этот раз он может быть особенно болезненным для Минска.

«После продажи «Белтрансгаза» у Беларуси стало меньше возможностей экономического давления на Россию, и нефтяной транзит — одна из таких возможностей, самая прямая и незатейливая», — считает Сергей Фурс.

По мнению наблюдателей, Александр Лукашенко на пресс-конференции 23 декабря не зря заговорил о том, что Беларусь получает от транзита российских энергоносителей намного меньше, чем любая другая европейская страна. Его слова, полагают эксперты, можно расценить фактически как указание профильным чиновникам: бороться за каждый рубль!

«Это тот самый случай, когда приходится констатировать, что в экономике подчас бывает очень много политики», — считает российский эксперт в области энергетики Вениамин Вутянов.

«Александр Лукашенко выбрал удачный момент для того, чтобы озвучить новые условия транзита российских энергоносителей, — заявил Вутянов российским журналистам. — Понятно, что Владимиру Путину сейчас, в преддверие выборов, нельзя делать резких телодвижений».

Кроме того, московский эксперт напомнил, что с 1 января 2012 года Беларусь и Россия находятся в рамках Единого экономического пространства. «Так что вставлять палки в колеса — это, мягко говоря, неполиткорректный шаг со стороны Беларуси», — считает Вутянов.

Однако минский аналитик Татьяна Манёнок расценивает позицию белорусской стороны как вполне аргументированную и убедительную.

«Минувший год действительно был отмечен увеличением энергетической составляющей в стоимости тарифов на перекачку нефти, — отметила эксперт в комментарии для БелаПАН. — Не нужно забывать, что стоимость газа и других энергоресурсов для Беларуси в прошлом году была достаточно существенно повышена. Это достаточно убедительная аргументация».

По мнению Манёнок, сегодня белорусской стороне нет смысла шантажировать Россию транзитными тарифами, поскольку условия поставок нефти определены на компромиссной основе.

«Конечно, российским компаниям не очень приятно было узнать о планируемом повышении стоимости тарифа. Естественно, они будут пытаться снизить процент роста тарифной ставки. Но, насколько мне известно, в самой России стоимость перекачки нефти в прошлом году повышалась дважды, планируется ее повысить и в этом году. Думаю, белорусская сторона использует и этот довод на переговорах с Москвой», — прогнозирует эксперт.

Так или иначе, считает Манёнок, до конфликта дело не дойдет, и аргументы Беларуси должны быть услышаны. С другой стороны, заметила эксперт, «не следует забывать, что мы платим за российскую нефть далеко не по мировым ценам».

Вениамин Вутянов также полагает, что Россия, скорее всего, пойдет навстречу Беларуси, но при этом будет целенаправленно добиваться продажи белорусских активов в сфере трубопроводного транспорта нефти.

«Минску надо достаточно жестко показать его место, — убежден московский аналитик. — В конце концов, ситуацию с получением контроля над «Белтрансгазом» удалось разрешить в нашу пользу, теперь в повестке дня — нефтяной вопрос. Он находится в зоне пристального внимания и интереса со стороны нашего политического руководства».

Татьяна Манёнок тоже склоняется к мысли, что рано или поздно нефтяную трубу продадут.

 

«Этот коридор поставок остается эффективным и по логистике — оптимальным для поставок в Европу», — отмечает наша собеседница. «С другой стороны, российской стороне белорусская нефтяная труба, по большому счету, может, и не нужна. У России сегодня достаточно мощностей для транзита своей нефти, в том числе через Балтику. Мы видит, что объемы прокачки российской нефти по территории Беларуси не увеличиваются», — констатирует аналитик.

Белорусская нефтепроводная система, как считают наблюдатели, нужна Москве скорее в геополитических или имиджевых целях. Именно такие мотивы видятся многим за недавней покупкой «Газпромом» белорусской газовой трубы.

Покупка «Белтрансгаза» стала первым случаем, когда «Газпром» получил полную власть над газотранспортным предприятием на территории другой страны. Возможно, именно с этой точки зрения России нужна и белорусская нефтяная труба, считают эксперты.

Заодно можно продемонстрировать несговорчивой Украине, какие скидки ей светят в случае допуска россиян к своим энергетическим активам.

 

Источник: Белорусские новости

Tagged under
  • ,

Leave a comment

Миссия

Продвигать аналитику для информирования и выработки доказательной политики, адвокатировать развитие частного сектора.

Портал ЭКОНОМИКА.BY

О портале

For using special positions

https://ekonomika.by

For customize module in special position

https://ekonomika.by

Template Settings

Color

For each color, the params below will give default values
Blue Green Red Radian
Select menu
Google Font
Body Font-size
Body Font-family