wrapper

Новости - слайдер на главной

28-08-15-09До сегодняшнего дня Беларусь не входит в рейтинг глобальной конкурентоспособности, который составляется Всемирным экономическим форумом совместно с ведущими исследовательскими институтами и компаниями в странах, анализируемых в докладе. В последнем докладе было представлено 144 страны. Из бывших советских республик помимо Беларуси в этот рейтинг не входят лишь Туркменистан и Узбекистан.

 

Между тем рассчитываемый индекс глобальной конкурентоспособности (Global Competitiveness Index, GCI) характеризует национальную конкурентоспособность страны и способность ее институтов обеспечивать стабильные темпы роста. Публикуемый ВЭФ доклад способствует выявлению основных факторов, определяющих экономический рост, помогает объяснить успешность некоторых стран в улучшении благосостояния, а также предлагает политикам и бизнес-лидерам важные инструменты при разработке экономической политики и институциональных реформ. Он способствует выявлению и снятию барьеров на пути экономического роста.

Позиция и положительная динамика продвижения в рейтинге являются сигналом для инвесторов о благоприятных условиях для экономических отношений, что, в конечном счете, способствует притоку иностранных инвестиций, использованию передовых технологий и опыта, росту эффективности производства и управления, расширению доступа на международные рынки, определению и выявлению сравнительных преимуществ.

Более высокая позиция в рейтинге по сравнению с ближайшими странами-соседями и экономическими партнерами также повышает привлекательность страны в глазах мирового сообщества. Наличие в GCI России, Казахстана, Армении и Кыргызстана, партнеров Беларуси по ЕАЭС, также свидетельствует о необходимости вступления страны в данный рейтинг.

CASE Belarus провел исследование, желая определить место Беларуси в рейтинге GCI в докладах ВЭФ 2012/2013 и 2013/2014 годов, если бы Беларусь на тот момент в него входила. Для этого были использованы микро-данные опроса руководителей 121-й белорусской компании, который в 2012 году проводился с участием Исследовательского центра CASE Belarus. При проведении опроса использовалась анкета ВЭФ. Опрос соответствовал структуре экономики по секторам, по географическому расположению, по размеру бизнеса. К слову, эксперты ВЭФ для составления доклада 2011/2012 гг. опросили 13395 руководителей компаний из 142 стран, а это значит в среднем на одну страну приходилось по 95 опрошенных компаний.

Индекс GCI составляется из 114 индикаторов, из которых 79 формируются по результатам опроса руководителей компаний (по оценочной шкале от 1 до 7 баллов, где 1 – наихудшая оценка, 7 – наилучшая оценка), а 35 индикаторов – на основе статистических данных международных организаций (далее – макроиндикаторы).

Согласно расчетам CASE Belarus, значение индекса глобальной конкурентоспособности (GCI) для Беларуси за 2012/2013 гг. составило 4.29. В случае включения в доклад ВЭФ 2012/2013 гг., значение GCI, равное 4.29, позволило бы Беларуси занять в рейтинге индекса глобальной конкурентоспособности 61-е место, расположившись между Венгрией (60-е место; 4.30 балла) и Болгарией (62; 4.27), и потеснив с 61-го места Перу (61; 4.28) – табл. 1 и рис. 1.

 2015-08-28 11-00-53

Таблица 1. Рейтинг индекса глобальной конкурентоспособности 2012/2013, включая Беларусь

2015-08-28 11-01-48

Источник: Разработка CASE Belarus

Рис. 1. Результаты расчета индекса конкурентоспособности для Беларуси, GCI 2012-2013

Источник: Разработка CASE Belarus

Если сделать допущение, что в 2013 г. фирмы оценили бы качество социально-экономической среды также как в 2012 г. (повторно опрос не проводился), а в расчете рейтинга за 2012/2013 гг., который включал 114 индикаторов, обновить только 35 макроэкономических индикаторов, то значение индекса глобальной конкурентоспособности для Беларуси за 2013/2014 гг. составило бы 4,34. Для проверки данного допущения были использованы динамика оценок по опросам белорусских компаний с немецким капиталом за 2013 и 2014 годы, которые проводились Немецким представительством в Беларуси. В опросе Немецкого представительства многие вопросы идентичны вопросам Всемирного экономического форума. В результате выяснилось, что обновление совпадающих вопросов не изменило значение индекса GCI. Это свидетельствует о том, что, во-первых, мнение руководителей белорусских компаний с немецким капиталом о качестве среды для ведения бизнеса в целом совпадает с мнением руководителей 121-й белорусской компании, опрошенных в 2012 году, а во-вторых, подтверждает допущение, что в соседние годы это мнение не должно значительно меняться (это подтверждается и сравнением динамики ответов по опросам ВЭФ в других странах). К тому же 2012 и 2013 годы в Беларуси были относительно схожими, если сравнивать их по тенденциям социально-экономического развития.

В случае включения в доклад ВЭФ 2013-2014 гг., значение GCI, равное 4.34, позволило бы Беларуси занять в рейтинге индекса глобальной конкурентоспособности 55-е место, расположившись между Коста-Рикой (54; 4.35) и Бразилией (56; 4.33), и потеснив с 61-го места Мексику (55; 4.34) – табл. 2 и рис. 2. Из стран Европейского союза Беларусь опережала бы Болгарию, Румынию, Словакию, Венгрию, Кипр, Грецию и балканские страны. Из стран бывшего СССР занимала бы 6-е место, уступая странам Балтии, Азербайджану и Казахстану.

Таблица 2. Рейтинг индекса глобальной конкурентоспособности 2013/2014 гг., включая Беларусь

2015-08-28 11-02-30

Источник: Разработка CASE Belarus

2015-08-28 11-02-59

Рис. 2. Результаты расчета индекса конкурентоспособности для Беларуси, GCI 2013/2014 (результаты анкетирования сгенерированы на основе динамики оценок по другим опросам)

Источник: Разработка CASE Belarus

Какие выводы из полученных результатов можно сделать для политики по совершенствованию условий конкурентоспособности? Формально здесь можно руководствоваться двумя подходами.

Во-первых, для повышения конкурентоспособности Беларуси можно рекомендовать принимать комплексные меры в первую очередь по индикаторам субиндексов (см. рис. 1 и 2) с отрицательной динамикой и/или значением ниже средненационального (отметим, что из чисто конъюнктурных соображений для повышения места страны в мировом рейтинге может казаться «выгодным» совершенствовать факторы с наибольшим весом).

Некоторые из «отстающих» субиндексов (такие как Инфраструктура и Технологическая готовность) можно повысить лишь вложив долгосрочные инвестиции, другие (например, Инновационный потенциал, Конкурентоспособность компаний) – требуют значительных изменений институтов, в том числе на уровне ментальности, что также предполагает существенный временной интервал.

Однако есть три группы субиндексов, где кропотливая работа госорганов с соответствующими институтами может дать отдачу уже в кратко- и среднесрочной перспективе. Это макросреда, финансовый рынок и рынок труда. В отношении последнего следует отметить ухудшение позиции с 4.30 до 4.16, что может говорить о снижении качества этого ключевого рынка и его институтов, которые вносят отрицательный вклад в динамику конкурентоспособности Беларуси. Это же касается институтов финансового рынка – произошло снижение среднего балла с 3.53 до 3.33. Тот факт, что белорусские компании с немецким капиталом, лучше знающие мировую практику, более критично стали относиться к функционированию ключевых рынков в 2013 г. по сравнению с предыдущим годом, нельзя оставлять без внимания.

Во-вторых, для разработки мер политики можно руководствоваться сравнением уровня благоприятствования каждого конкретного индикатора конкурентоспособности страны по сравнению со среднемировым. Так, Всемирный экономический форум предлагает конкурентными преимуществами конкретной страны определять те факторы, которые занимают в мировом рейтинге места с 1-го по 50-е. По такому критерию с учетом описанных выше особенностей построения оценок индекса за 2013/2014 гг. Беларусь обладала конкурентными преимуществами по 42-м из 114-ти индикаторов.

Прежде, чем перейти к анализу данных индикаторов, еще раз отметим, что на 70% индекс GCI формируется из анкетного опроса руководителей компаний. Даже если компании выбраны случайным образом, все равно повышается смещение объективности ответов за счет влияния на восприятие анкетируемых созданного имиджа страны, особенно в условиях ограниченного влияния независимых СМИ и альтернативных источников информации. Кроме того, ряд вопросов анкеты предполагает знание специфических вопросов, по которым анкетируемые могут быть просто некомпетентны (например, распространенность в стране конкретных заболеваний). Наконец, не все руководители имеют возможность давать оценки исходя из владения информацией о состоянии соответствующих индикаторов в зарубежных странах, что предполагает анкета ВЭФ. Эти особенности стран с развивающейся демократией стоит учитывать при восприятии полученных ответов на вопросы анкеты ВЭФ. Что касается роли пропаганды – в принципе, не исключено, что как в развивающихся странах, так и в развитых, имплантированное восприятие конкурентоспособности страны субъектами экономики может оказаться самосбывающимся прогнозом.

Держа в уме сказанное, следует сказать, что по сравнению со среднемировыми оценками всех стран руководители белорусских компаний в целом дали достаточно высокую оценку 5 факторам конкурентоспособности – состоянию развития институтов, инфраструктуры, сферы образования, здравоохранения и рынка труда.

Так, ответы свидетельствуют практически об отсутствии в стране организованной преступности (5-е место в рейтинге и почти максимальная оценка – 6.7 баллов), терроризма (4; 6.7), и наличие высокого доверия к действующим политикам (28; 4.0), в том числе к органам правопорядка (38; 5.2). Отмечается низкий уровень коррупции, в частности, взяточничества (23; 5.6), перетока средств госбюджета к частным лицам через подставные компании (27; 4.7), расточительности бюджетных расходов и направления их на проекты с низкой отдачей (31; 3.9). Если судить по ответам, то доверие бизнеса к власти достаточно велико. Бизнес, например, считает, что весьма просто получить информацию об изменениях в политике правительства и регулировании, влияющих на его деятельность (18; 5.1). Даже независимость судебной власти, эффективность правовой системы в оспаривании действий властей, в разрешении хозяйственных споров, оцениваются хоть и незначительно, но выше среднего (57, 56, 62 места). Наконец, достаточно позитивно оценивается деятельность правительства по предоставлению бизнесу услуг, которые помогают ему повышать экономические результаты (39; 4.2).

Руководители белорусских предприятий достаточно высоко оценивают развитость инфраструктуры – транспорта, связи, электроэнергетики (30; 5.3), автомобильных (40; 5.0) и железных дорог (12; 5.4), электроснабжения (39; 5.8). Не вызывает нареканий качество среднего образования (32; 4.9), в том числе преподавания математики и естественных наук в школах (23; 5.0). Если судить по ответам респондентов, среднее образование в Беларуси одно из лучших в мире. Качество системы высшего образования оценивается чуть хуже (43; 4.3), но в целом также положительно. Помимо качества человеческого капитала, наниматели в целом удовлетворены функционированием рынка труда: их устраивает существующая практика найма и увольнения (19; 4.7), они отмечают отсутствие конфронтации с наемными работниками (39; 4.8), высокий профессионализм управляющего персонала (34; 5,0). Наниматели полагают, что оплата труда сильно зависит от производительности работников (13; 4.8), но указывают на проблему гибкости при установлении зарплат (129; 4.0).

Барьерами для ведения бизнеса можно считать те факторы, по которым индикаторы по опросам руководителей компаний принимают значения ниже средних по совокупной выборке из 144-х стран, входящих в рейтинг. Обычно это позиции ниже 80-го места. На основе такого подхода можно выделить 30 основных барьеров для ведения бизнеса в Беларуси (табл. 3., фиолетовый цвет – ухудшение места, зеленый – улучшение).

 

Таблица 3. Барьеры для ведения бизнеса в Беларуси (место Беларуси в мире)

 

2015-08-28 11-03-37

Источник: Разработка CASE Belarus

Беларусь в обоих докладах ВЭФ являлась бы мировым лидером по уровню инфляции (табл. 1.). По методологии расчета GCI в качестве индикатора инфляции используется индекс потребительских цен, измеряемый в процентах к соответствующему периоду предыдущего года. По такой базе измерения уровень инфляции в Беларуси в 2011 году составил 53,2%, в 2012 г. – 59,2%.

Помимо высокого инфляционного налога, бизнес в Беларуси обременен едва ли не самым высоким налоговым бременем в мире. Так, по уровню совокупной налоговой ставки Беларусь занимает 128-е место из 148-ми стран. Помимо этого, бизнес страдает в Беларуси от низкого качества школ менеджмента (93-е место) и маркетинга (96-е место), неразвитости кластеров (142-е место), чрезмерного государственного регулирования (102-е место) и неэффективности антимонопольной политики (102-е место), низкого качества услуг научно-исследовательских институтов (80-е место), низкой гибкости при установлении зарплат (91-е место). Чрезвычайно высоки затраты на сельскохозяйственную политику, которые тяжелым бременем ложатся на другие сектора экономики (93-е место). Имеются проблемы с защитой прав частной собственности (82-е место), прав миноритарных акционеров (84-е место), прав кредиторов (141-е место). Бизнес в Беларуси имеет ограниченный доступ к финансовым ресурсам, в частности к акционерному капиталу (104-е место), венчурному капиталу (92-е место), банковским кредитам (87-е место). По участию иностранного капитала в уставном капитале компаний Беларусь занимает лишь 120-е место (в рейтинге 2012/2013 гг. – 123-е место).

Общей характеристикой высококонкурентоспособных стран лучшей 10-ки является способность развивать и удерживать таланты. К сожалению, по этому индикатору Беларусь занимает только74-е место в мире (в рейтинге 2012/2013 гг. – 80-е место). По готовности делегировать полномочия подчиненным в компаниях Беларусь занимает 81-е место. Довольно высоки издержки, связанные с увольнением (105-е место), что снижает мобильность работников на рынке труда, и соответственно уровень их самореализации. В Беларуси имеются проблемы с доступом к передовым (новейшим) технологиям (84-е место) и использованием этих технологий на предприятиях (84-е место), что также снижает возможность повышения квалификации тем честолюбивым работникам, которые желают добиваться успехов и роста в своей профессии.

Если анализировать по агрегированным факторам, то руководители белорусских компаний достаточно низко оценивают 5 факторов конкурентоспособности – состояние макроэкономической среды, развитие финансового рынка, эффективность рынка товаров и услуг, технологическую готовность, конкурентоспособность компаний. Хуже всего обстоит дело с развитием финансового рынка. По всем 7-ми индикаторам были выставлены оценки ниже среднего (места с 72-го по 104-е). Довольно низко оценивают руководители белорусских компаний технологическую готовность, особенно в части доступа к новейшим передовым технологиям (4.7; 84), в том числе через привлечение прямых иностранных инвестиций (4.3; 98).

Выводы о барьерах, сделанные на основе значений отдельных индикаторов и агрегированных факторов, коррелируют с ответами на прямой вопрос в анкете ВЭФ – о проблемных факторах для ведения бизнеса. Руководителям белорусских компаний было предложено выделить самую главную на их взгляд проблему из 16-ти предложенных на выбор. В итоге, наиболее проблемными факторами для ведения бизнеса в Беларуси респонденты определили – Инфляцию (19,3%),Сложность налогового законодательства (18,5%), Ограниченный доступ к финансированию (11,8%), Неэффективность государственного аппарата (11,0%),Недостаточную способность к инновациям (7,3%), Нестабильность национальной валюты (5,5%) и Высокий уровень налоговых ставок (5,5%) – рис. 3.

 2015-08-28 12-01-15

 

Рис. 3. Наиболее проблемные факторы для ведения бизнеса, в процентах к итогу

Источник: Разработка CASEBelarus

В качестве благоприятных факторов для ведения бизнеса руководители белорусских компаний отмечают – политическую и государственную стабильность, низкий риск переворотов и смены власти, адекватный уровень развития инфраструктуры, низкий уровень коррупции, преступности и воровства, приемлемое трудовое законодательство и удовлетворительное здоровье населения.

Выводы

1. Если Беларусь в настоящее время включить в рейтинг GCI, то она займет достаточно высокое место (где-то в конце 6-го – начале 7-го десятка). Это лучше оценок других исследовательских структур (например, Центр Мизеса в 2012/2013 гг. поставил Беларусь лишь на 96-е место, а Исследовательский центр ИПМ – в промежутке между 70-80 местами). По результатам нашего исследования позиция Беларуси в рейтинге GCI, оцененная на основе опроса компаний в 2012 году, вполне согласуется с 62-м местом страны по ВВП (ППС) на душу населения в мире за тот же год. Эксперты ВЭФ отмечают, что наблюдается связь между GCI и ВВП на душу населения. Поэтому полученное 61-е место Беларуси в рейтинге GCI для доклада 2012/2013 года – хотя и несколько неожиданно высокое, но вполне объяснимое с учетом неизбежной субъективности опрашиваемых. К слову, это место практически попадает на линию регрессии, построенную экспертами ВЭФ (рис. 4).

 2015-08-28 12-00-36

Рис. 4. Связь между GCI и ВВП (ППС) на душу населения для 143 стран и Беларуси

Источник: Разработка CASE Belarus на основе «The Global Competitiveness Report 2014–2015, P. 46»

 

В этой связи можно рекомендовать Правительству возобновить переговоры по включению Беларуси в рейтинг GCI, поскольку это еще одна возможность активизировать интерес к Беларуси со стороны международного бизнес-сообщества, а это – дополнительные инвестиции и рабочие места, новые технологии и производства, драйвер роста ВВП и благосостояния населения.

2. Рейтинг GCI представляет качественный аналитический инструментарий по диагностированию проблем, препятствующих динамичному экономическому росту. В основу его составления положен метод многомерного сравнительного анализа, который позволяет посмотреть на страну с глобальной точки зрения, понять, как она выглядит на фоне других в плане эффективности использования ограниченных ресурсов для производства товаров и услуг. Как показывают доклады ВЭФ, любая страна может сталкиваться с определенными проблемами. Важно осознать их наличие и как можно скорее принять решения по их устранению. Проведенный анализ еще раз явственно обнажил конкретные проблемы, которые сдерживают экономическое развитие в Беларуси: высокая инфляция, высокий общий уровень налогообложения, ограниченный доступ к финансированию в результате неразвитости и угнетенности финансового рынка, отрицательный вклад в динамику конкурентоспособности рынка труда. Решение указанных проблем (этому посвящен следующий этап исследования) вполне достижимо в кратко- и среднесрочной перспективе, поскольку касается в основном вопросов повышения стабильности макроэкономической среды и создания условий для эффективного функционирования основных рынков – товарного и факторов производства (рынка труда и капитала). Образно говоря, проведя ревизию и переналадку институтов нужно просто перестать подсыпать песок в рыночный механизм, дать ему возможность функционировать с рыночным коэффициентом полезного действия в процессе преобразования ресурсов в продукцию. Устранение барьеров для ведения бизнеса положительно отразится на дальнейшем улучшении позиции Беларуси в рейтинге глобальной конкурентоспособности ВЭФ. Это послужит дополнительным аргументом для международного бизнесав пользу того, что с Беларусью стоит иметь дело.

Справка

Исследование выполнено при поддержке Белорусского Исследовательского Совета. Исследовательский центр CASE Belarus – это неправительственная и некоммерческая организация, созданная в 2007 г. в Польше. CASE Belarus – единственный исследовательский центр в Европейском Союзе, который специализируется на анализе экономики Беларуси. Миссия CASE Belarus – содействовать ускорению рыночных реформ в Беларуси путем внесения конструктивных решений для проводимой экономической политики на основе проведения глубоких экономических исследований социально-экономического состояния белорусского общества. Точка зрения, представленная в публикации, отражает позицию авторов и может не совпадать с позицией организаций, которые они представляют.

 

Авторы: Владимир Акулич, Владимир Валетко, Серж Навродский, Дарья Сушкевич

Источник: Экономика.by

 

 

 

 

Leave a comment

Миссия

Продвигать аналитику для информирования и выработки доказательной политики, адвокатировать развитие частного сектора.

Портал ЭКОНОМИКА.BY

О портале

For using special positions

https://ekonomika.by

For customize module in special position

https://ekonomika.by

Template Settings

Color

For each color, the params below will give default values
Blue Green Red Radian
Select menu
Google Font
Body Font-size
Body Font-family