wrapper

Новости - слайдер на главной

Макроэкономическая политика

Тарифную ставку первого разряда планируют приблизить к бюджету прожиточного минимума

13-02-13-05Уровень зарегистрированной безработицы в прошлом году в нашей стране достиг рекордно низкого показателя — 0,5 процента от общего количества экономически активного населения страны. Вместе с тем на рынке труда по-прежнему наблюдается дисбаланс спроса и предложения — избыток одних кадров и дефицит других. В результате остаются свободными 62 тысячи вакансий. Причем за последний год эта цифра увеличилась сразу на 20 процентов. Какие меры необходимо предпринять, чтобы занятость стала эффективной и трудовые ресурсы работали с максимальным результатом, полностью реализуя свой потенциал? Об этом шла речь на итоговой коллегии Министерства труда и социальной защиты.

Кадры в дефиците

У сложившейся ситуации есть несколько причин. Во-первых, свою роль сыграл демографический спад 1990-х годов. Во-вторых, в белорусской экономике по неизвестным причинам не занято около 450 тысяч человек трудоспособного возраста и в ближайшее время предстоит выяснить, чем они занимаются и за счет чего живут.

И, наконец, в-третьих, все больше наших соотечественников подаются на заработки за границу, и в первую очередь в соседнюю Россию.

— Решать проблему внешней трудовой миграции нужно не административными, а экономическими методами, — отметил вице-премьер Анатолий Тозик. — Чтобы не было утечки специалистов и рабочих, необходимо повышать заработную плату, доводить ее до уровня соседей и при этом связывать часть этой заработной платы услугами, ориентируясь на паритет покупатель-ной способности. Еще один вопрос, который требует кардинального пересмотра — это профподготовка кадров. В последнее время в нашей стране на 10 тысяч населения приходится 460-470 студентов вузов, в Германии же этот показатель составляет всего 290-297. В результате в Беларуси очевиден переизбыток управленцев, в том числе и на предприятиях. В то время как ощущается острый дефицит рабочих в строительстве, промышленности и на транспорте.

Право на сверхурочные

Ожидается, что увеличить количество занятых в экономике поможет изменение законодательства. В Беларуси будут расширены права субъектов малого бизнеса при приеме людей на работу. Также до 180 часов в год увеличена предельная норма сверхурочной работы, сообщила министр труда и социальной защиты Марианна Щеткина. Во Франции она равна 220, Швеции и Норвегии — 200, Финляндии и Италии — 250 часам в год. Таким образом, мы постепенно двигаемся к общеевропейским тенденциям гибкого труда. В случае же если по основному месту работы человек находится в вынужденном отпуске без сохранения или с частичным сохранением заработной платы, ему предоставлено право трудоустраиваться по совместительству на полный рабочий день. Плюс ко всему в настоящий момент идет подготовка закона “Об альтернативной службе”. Его разработка должна закончиться летом, а на рассмотрение парламента проект документа планируется вынести в октябре. В ближайшее время перемены коснутся и национальной системы квалификаций. С учетом глобализации экономики, работы в Едином экономическом пространстве приходится признавать, что существующие восемь разрядов уже не отвечают требованиям времени.

Планируется постепенно приближать тарифную ставку

1-го разряда к бюджету прожиточного минимума, отказаться от корректирующих коэффициентов и предоставить руководителям бюджетных организаций больше прав в премировании добросовестных специалистов.

Без коэффициентов

Кроме того, по мнению Марианны Щеткиной, в Беларуси назрела необходимость оптимизировать и упростить систему оплаты труда работников бюджетной сферы. В прошлом году рост заработной платы здесь составил 17,3 процента. При этом тарифная ставка первого разряда повышалась трижды: с 1 января — до 200, с 1 мая — до 210, с 1 сентября — до 225 тысяч рублей. С 1 января нынешнего года она увеличилась до 240 тысяч рублей.

— Между тем, если сравнивать заработную плату работников бюджетной сферы с ее уровнем в среднем по стране, то это соотношение составило в прошлом году около 79,6 процента, — подчеркнула Марианна Щеткина. — В нынешнем году данный показатель должен быть не менее 80 процентов. В связи с этим планируется постепенно приближать тарифную ставку 1-го разряда к бюджету прожиточного минимума, отказаться от корректирующих коэффициентов и предоставить руководителям бюджетных организаций больше прав в премировании добросовестных и опытных специалистов.

Корпоративный вариант

В прошлом году количество пенсионеров в Беларуси увеличилось на 25,4 тысячи человек, по прогнозам, подобная тенденция сохранится и дальше. Поэтому в условиях старения населения, с одной стороны, стоит задача совершенствования пенсионной системы и рационального использования имеющихся средств, а с другой — увеличение покупательной способности пенсий. В связи с этим, считает Марианна Щеткина, данная выплата должна складываться из трех компонентов — государственной, корпоративной пенсий и личных добровольных накоплений граждан.

В настоящий момент министерством разработаны рекомендации по внедрению схем корпоративного пенсионного страхования работников. И такие системы уже действуют на некоторых предприятиях страны, среди которых ОАО “БМЗ”, ЗАО “Атлант”, ОАО “БелАЗ”, РУП “Гомсельмаш”.

Что касается перерасчета пенсий, то в текущем году он будет производиться с учетом роста заработной платы работников, изменения стоимости жизни и возможностей Фонда социальной защиты населения. К слову, из этого источника кроме пенсий финансируются и другие страховые выплаты, одной из которых является оплата больничных по временной нетрудоспособности. Анализ показал, что сегодня 100 условных работников находятся на бюллетене более 763 дней в год. По данному показателю Беларусь опережает многие страны, и поэтому, убеждены в Министерстве труда и социальной защиты, система выдачи и оплаты больничных листков должна быть пересмотрена. Это позволит высвободить часть средств и перераспределить их в пользу пенсионной системы.

 

Автор: Светлана Лоцманова

Источник: Народная газета


 

Read more...

К концу 2015 года Банк развития станет основной кредитной организацией, финансирующей инвестпроекты государственного значения

05-02-13-11Такие цели озвучил председатель правления Банка развития Сергей Румас на первой масштабной пресс-конференции банка.

«Прошло полтора года, однако все еще можно услышать вопросы, зачем, мол, создавали еще один банк. Их и так у государства целых четыре, причем два — крупнейшие на рынке. Ответ на эти вопросы достаточно прост. Банк развития создан не для конкуренции с коммерческими банками и не является банком в полном понимании этого термина, поэтому создан в виде специализированного финансового института», — рассказал С. Румас, который долгое время возглавлял как раз один из двух крупнейших госбанков — Белагропромбанк.

Специфика банка, по словам С. Румаса, объясняется целями его создания, каковыми являются «стимулирование экономического развития государства и повышение надежности финансово-кредитной системы».

Исключительная эффективность.

Тему стимулирования экономического роста задал в своем выступлении премьер-министр Михаил Мясникович, который также по должности является главой наблюдательного совета банка.

Отметив, что вопросы эффективного кредитования в связи с модернизацией выходят на первый план, он констатировал: «Мы должны успешно и, главное, в сжатые сроки решить их через Банк развития».

При этом премьер-министр отметил, что Банк развития — это «не банчок», а банк с достаточно серьезным капиталом и сферой деятельности.

К сфере деятельности Банка развития он также отнёс экспортное кредитование и участие в реализации крупных проектов со странами ЕЭП.

И все же главной задачей Банка развития остаётся предоставление предприятиям (прежде всего — государственным, но не только) доступных, то есть недорогих, кредитных ресурсов.

Однако при этом, по словам премьера, дорога «должна быть каждая копейка», поэтому Банку развития следует выбирать самые эффективные проекты.

Повторив слова об эффективности несколько раз, М. Мясникович, впрочем, отметил, что из этого правила могут быть исключения. И хотя он убеждал, что они должны быть редкими, несколько смутило то, что, по словам премьер-министра, причины для этих исключений могут быть как экономическими, так и политическими.

Каждый четвертый рубль.

То, что Банк развития — «не банчок», подтверждали показатели, которые привел председатель правления С. Румас.

По его словам, инвестиционный портфель банка по итогам работы за год увеличился в 6 раз и достиг 12,2 трлн. BYR — это максимальный прирост на рынке.

В целом за прошлый год Банком развития профинансировано 11 государственных программ. Общая сумма кредитов — 4,8 трлн. BYR. Приоритетными направлениями кредитования являлись проекты по строительству молочно-товарных ферм, модернизации птицефабрик, приобретению лесозаготовительной и мелиоративной техники.

С участием ресурсов Банка развития в 2012 году реализовано порядка 200 проектов.

«Как итог — в 2012 году каждый четвертый рубль инвестиционных кредитов в рамках госпрограмм предоставлен Банком развития», — подчеркнул С. Румас.

В первом полугодии текущего года Банк развития планирует завершить процесс передачи активов из государственных банков, кредитовавших ранее госпрограммы. Объем заключительной трансакции составит порядка 4,3 трлн. BYR. Таким образом, за два года Банком развития будет приобретено по номиналу порядка 12,7 трлн. BYR 7% активов двух ведущих госбанков.

Кроме того, до 1 марта «Промагролизинг» внесет акции, принадлежащие государству (62,5%), в уставный фонд Банка развития. Таким образом, Банк развития станет основным собственником национального лизингового оператора — ОАО «Промагролизинг».

В целом в 2013 году Банк развития планирует увеличить свои активы до 30 трлн. BYR. «Наши активы на 1 января 2013 года уже превысили 26 трлн. BYR, поэтому для 2013 года это не очень высокая планка. Думаю, что мы её преодолеем», — сказал С. Румас, а также сообщил, что по итогам прошлого года «мы по активам — третьи, корпоративному кредитному портфелю — в пятёрке, по капиталу — третьи».

По качественным показателям банк занимает и вовсе первое место. «Даже с учётом сформированных в конце года значительных резервов по активам, подверженным кредитному риску, банк заработал максимальную прибыль по банковской системе — почти 1,5 трлн. BYR», — констатировал председатель правления банка, подчеркнув, что в планах на 2013 год заработать 2 трлн. BYR. «Рентабельность активов составила 5,7%, что также является самым высоким значением по системе», — сообщил он.

«К концу 2015 года банк станет основной кредитной организацией, финансирующей инвестпроекты государственного значения. Для этого уже сейчас на экспертизе в банке находятся крупнейшие проекты, предполагаемые к реализации в стране. Что касается текущего года, то мы планируем утроить собственный кредитный портфель», — отметил С. Румас.

Самые привлекательные облигации.

Несмотря на то что Банк развития получил от госбанков вроде бы довольно рисковые активы, качество кредитного портфеля находится в безопасных пределах. На протяжении 2012 года проблемная задолженность не превышала 1% и по состоянию на конец года составила 5,5%.

При этом отметим, что такая передача активов улучшила показатели в самих госбанках, которые теперь оказались выше, чем у Банка развития.

Улучшению показателей госбанков будут способствовать и облигации Банка развития, которые он собирается активно размещать на внутреннем рынке. Эти бумаги, как рассчитывает С. Румас, будут приравниваться к бумагам правительства, то есть иметь самую высокую надежность.

Такую уверенность главе банка придает Указ № 45 от 24 января 2013 года, который вводит субсидиарную ответственность правительства по выпускаемым ценным бумагам Банка развития.

«В развитие указа будут приняты решения о включении наших облигаций в ломбардный список и признании их высоколиквидными для расчета показателей ликвидности в коммерческих банках. Думаю, эти два решения, которые будут приняты Национальным банком, позволят сделать ценные бумаги Банка развития самыми привлекательными на внутреннем рынке», — пояснил С. Румас.

Отвечая на вопрос о том, по какой ставке будут размещаться облигации, он отметил, что Банк развития планирует размещать их по ставке ниже ставки рефинансирования. «И по этой ставке банки будут их брать, — уверен С. Румас, — ведь банки должны выполнять нормативы по уровню ликвидности бумаг, находящихся в портфеле банка». Включение же в ломбардный список позволит банкам участвовать в операциях Нацбанка под залог облигаций Банка развития.

Кроме того, Банк развития планирует в 2013 году выйти и на внешние рынки с дебютными заимствованиями. «Конечно, нам хотелось бы это делать как можно быстрее, но для выхода на внешние рынки необходимо иметь отчётность по МСФО, рейтинги, историю. Вместе с тем мы планируем, что до конца года выйдем с небольшими по объёмам дебютными заимствованиями. В какой форме это будет осуществлено, покажет время. Но конкретные планы уже сегодня прорабатываются», — сказал С. Румас.

По его словам, в конце марта банк планирует опубликовать отчётность по МСФО. Также уже начата работа по получению рейтингов от ведущих международных рейтинговых агентств.

По плану Банка развития в 2013 году предусмотрено привлечение внешних ресурсов в размере 200 млн. USD, в том числе связанных и несвязанных. При этом в части несвязанных ресурсов банк, скорее всего, будет привлекать синдицированный кредит, уточнил С. Румас.

У партнёров возникает ощущение…

Активность Банка развития на рынке заимствований, который, по идее, создавался для того, чтобы прогонять через себя бюджетные деньги, направляемые на реализацию госпрограмм, может стать камнем преткновения при обсуждении вопросов госфинансирования с нашими главными кредиторами.

Как известно, Банк развития был создан под давлением МВФ (хотя о создании подобного института белорусские банкиры говорили еще в 90-х годах прошлого века). Первоначально планировалось создать специализированное финансовое агентство, в которое будет переведено бюджетное финансирование госпрограмм из госбанков. По мнению МВФ, это, во-первых, расчистило бы балансы банков от рисковых активов, во-вторых, дало бы возможность предоставлять ресурсы на рыночной основе, а не по указке правительства.

В дальнейшем идея агентства была заменена на идею создания Банка развития с более широкими полномочиями, в том числе с полномочиями экспортного банка (отметим, что Указом № 45 эти полномочия Банку развития также предоставлены). МВФ согласился с созданием Банка развития, однако так и не дождался реализации этой идеи во время выполнения Беларусью кредитной программы в 2009–2010 годах.

В дальнейшем уже второму кредитору — Антикризисному фонду ЕврАзЭС — пришлось давить на белорусские власти, чтобы они выполнили свои обязательства по созданию Банка развития, который, как предполагалось, будет единственным институтом, предоставляющим кредиты предприятиям в рамках госпрограмм.

Между тем, если судить по высказываниям С. Румаса, Банк развития не претендует на монополию в финансировании деятельности госпредприятий. «Если любой другой банк захочет, он сможет это сделать», — сказал глава банка, отметив при этом, что госбанки не горят желанием передавать Банку развития активы в рамках финансирования госпрограмм.

«Если очистить их балансы от этих активов, то там мало чего останется, — госпрограммы приносят госбанкам основной доход», — заявил С. Румас.

При этом он отметил, что в Беларуси отсутствует четкое определение принадлежности кредитной сделки к финансированию госпрограмм. В связи с этим «у партнёров возникает ощущение, что основной объем кредитования в Беларуси, в принципе, осуществляется через финансирование госпрограмм» с учётом преобладающей доли государства в экономике в целом. С. Румас считает, что отсутствие четких критериев госпрограмм — «это недоработка госорганов».

Похоже, в этой части госорганам придется еще поработать, чтобы Антикризисный фонд смог как следует оценить выполнение одного из обязательств, взятых на себя правительством и Нацбанком перед АКФ, — все операции по кредитованию государственных программ, не размещенных на условиях конкурса, осуществляются через Банк развития.

Но если здесь еще можно как-то доработать законодательство, то для МВФ Банк развития как институт прозрачного госфинансирования, похоже, уже потерян.

В декабрьском информационном сообщении МВФ, посвященном итогам постпрограммного мониторинга в Беларуси, в частности, говорится: «Директора высказали мнение, что недавно созданный Банк развития должен взять на себя все государственное целевое кредитование, чтобы дать возможность коммерческим банкам работать на рыночной основе и улучшить распределение кредитования в экономике. Необходимо также обеспечить прозрачное финансирование Банка развития из бюджета и исключить возможность выпуска им собственных долговых обязательств».

Таким образом, в случае обсуждения новой программы кредитования с МВФ взору экспертов фонда предстанет не просто специализированный финансовый институт с очень ограниченными и прозрачными полномочиями, а не подчиняющийся обычным требованиям к банкам финансовый государственный монстр, который занимает деньги повсюду, где только может (причем все ведь понимают, насколько добровольной может быть продажа облигаций госбанкам), а потом выдает их под различные проекты. Как в эффективные, в том числе и в частном секторе (Банк развития в дальнейшем планирует кредитовать также малый и средний бизнес), конкурируя тут с обычными банками, так и в неэффективные — в том числе по политическим мотивам.

 

Источник: Белорусы и рынок

Read more...

Смогут ли белорусские послы привлечь иностранные инвестиции

30-01-13-10Загранучреждения Беларуси получили «напряженные задания» по обеспечению экспорта и привлечению инвестиций. Что по силам дипломатам, и кто ответит в случае провала?

По оценке министра иностранных дел Владимира Макея, «задания очень напряженные», но МИД «приложит все усилия, чтобы их выполнить». Для этого в 2013 году почти две трети внимания работы министерства будет посвящено внешнеэкономической деятельности.

Как отмечает политолог Валерий Карбалевич, одной из задач любого дипломата является содействие экономическим связям между своей страной и страной, где он работает.

— А в Беларуси, где экономика государственная, эта задача вылилась в чисто административные планы. И регионы у нас имеют планы по привлечению инвестиций, и министерства. Теперь эти планы разверстали и по загранучреждениям, — отмечает эксперт.

Летом этого года Александр Лукашенко намерен встретиться с руководителями загранучреждений Беларуси, чтобы проконтролировать, как выполняются доведенные прогнозные показатели. Однако все ли зависит от дипломатов?

— Понятно, что у дипломата нет рычагов для реализации продукции, если она не пользуется спросом, если нет рынка сбыта. Если ниша занята, то дипломат мало что может сделать, — отмечает Валерий Карбалевич. — Что касается привлечения инвестиций, то и тут у дипломатов возможности ограничены: познакомить, что-то предложить, но не более того. Да, дипломатов надо на это ориентировать, ставить такие задачи, но вряд ли это реально и правильно делать в виде директивных планов.

А спрашивать вроде как не с кого

Экономист Лев Марголин напоминает, что белорусам обещали зарплату в 500 долларов к концу 2012 года, однако чуть до этого не дотянули, что рост ВВП в 2012 году должен был быть 5-5,5%, но этого нет.

— Скорее всего, то же самое будет и с инвестициями, — прогнозирует эксперт. — Для их прихода нужны условия, и самое главное из них — свободное, демократическое, правовое государство и соответствующая атмосфера. Пока ее не будет, ничего не изменится. Будут брать за руку инвестора, тащить его сюда, он посмотрит, особенно если он здесь еще ни разу не был, и убежит. Это мы уже не раз проходили.

С другой стороны, эксперт отмечает: если в страну не идут инвесторы, если страна не экспортирует свои товары, то теряется смысл зарубежных представительств.

— У диппредставительств великих держав есть задача продвигать свою идеологию, мировоззрение в другие страны. А когда идет речь о таких странах, как Беларусь, то самая главная задача посольства — способствовать росту, подъему экономики страны, — говорит экономист. — Это нормально, но дипломаты мало что могут сделать. Какую бы агитационную деятельность они не развивали, достаточно провести одну такую национализацию, как это имело место в прошлом году с кондитерскими фабриками, и сразу же вся проведенная работа рассыпается в пух и прах.

Собеседник не считает, что белорусские дипломаты сильно огорчились, получив «напряженные задания».

— С них и раньше за это спрашивали, и сейчас будут спрашивать. По системе, которая давно укоренилась во всех наших официальных структурах, главное, чтобы не было хуже, чем у других. И вот перезваниваются руководители районов, областей, дипломатических представительств — если один завалил задание, то это плохо, значит, будут последствия. А если задание провалили все, то и спрашивать вроде как не с кого. Только, может быть, с министра, — подытоживает Лев Марголин.

 

Автор: Геннадий Косарев

Источник: Завтра твоей страны

 


 

Read more...

Новации бюджета 2013 года затронут учителей, медиков и ученых

21-01-13-19Новации бюджета 2013 года предусматривают изменение оплаты труда врачей, а также изменение финансирования учреждений образования и науки.

В Беларуси подготовлены проекты решений по новому порядку финансирования и реализации пилотных проектов в образовании, здравоохранении и науке.

Согласно пилотному проекту, учреждения образования перейдут на нормативное финансирование. Для 17 учреждений образования, участвующих в проекте, установят формулу расчета норматива годового финансирования обучения одного ученика в расчете на год. Это предусматривает увязку фактически оказанной услуги бюджетной организации с объемом ее финансирования. То есть, финансирование учреждения образования будет зависеть от того, сколько оно обучит учеников, как оптимизирует свой штат сотрудников и как обеспечит нормативную наполняемость класса.

Что касается учреждений здравоохранения, то здесь тоже предусматривается реализация пилотного проекта, который будет осуществляться в двух направлениях. Первое – это увязка объемов финансирования отдельных организаций здравоохранения и уровня оплаты труда от качества оказываемых бюджетных услуг, т.е. заработная плата врача будет увязана с оцениваемыми показателями его деятельности. Второе направление – это небольшой «крен» объема финансирования в сторону амбулаторно-поликлинической службы. Предполагается, что на амбулаторно-поликлиническую службу будет направляться не менее 40% от всего объема финансирования учреждений здравоохранения.

- Мы хотим, чтобы эта служба выстраивала отношения со стационаром и в плане финансирования. Здесь речь идет о том, чтобы максимально сконцентрировать ресурсы на стадии диагностики и предварительного лечения и уменьшить расходы, связанные с лечением на стационаре. Это стандартная практика для мирового сообщества. Мы надеемся, что повышение эффективности будет приводить к росту заработной платы в этом секторе, - сказал заместитель министра финансов Беларуси Максим Ермолович.

Что касается науки, то здесь подготовлен проект постановления Совмина Беларуси, который будет предусматривать базовое финансирование научных учреждений в республике. Базовое финансирование предполагает оплату деятельности лимитированного числа сотрудников научных организаций по выполнению фундаментальных трудов и отдельных прикладных исследований.

- Вы понимаете, что проектная оценка фундаментальных исследований весьма затруднена. Здесь лучше выбрать более эффективное учреждение и предоставить ему грант, – сказал Максим Ермолович.

Также он подчеркнул, что это конкурс учреждений, а не конкурс проектов.

Еще одним новшеством в бюджете 2013 года станет планирование средств на развитие экономики, в том числе для реализации новых проектов, включая проекты, связанные с модернизацией действующих производств. В республиканском бюджете на 2013 год предусмотрено 2,2 триллиона рублей дополнительных ресурсов на удешевление процентных ставок по инвестиционным кредитам, привлекаемым на модернизацию экономики.

- Мы считаем, что этих ресурсов будет достаточно, чтобы просубсидировать большую часть наиболее эффективных проектов через удешевление на 50 процентов ставки кредитных ресурсов, привлекаемых для реализации этих инвестиционных проектов. Это тоже своеобразное новшество, т.к. ранее мы в таких значительных объемах средства на инвестиционные проекты, размещаемые на конкурсной основе, не предусматривали, - сказал заместитель министра финансов Беларуси Максим Ермолович.

В остальном, бюджетное финансирование на 2013 год серьезных изменений не претерпело.

 

Автор: Мария Мелёхина

Источник: Ежедневник


 

Read more...

Минфин оценил зарплату бюджетников в 3,5 млн. рублей

21-01-13-17В 2012 году была выполнена задача по поддержанию соотношения заработной платы в бюджетном секторе не ниже 80% к средней заработной плате в экономике, сообщил заместитель министра финансов Максим Ермолович 21 января на пресс-конференции в Минске.

«Мы реализовали эту задачу, хотя для этого и потребовались достаточно большие ресурсы», — заявил он.

По словам Ермоловича, Минфин оценивает на конец 2012 года заработную плату работников бюджетного сектора в размере 3,5 млн. рублей (более 410 долларов), что составляет 80,4% от средней заработной платы в экономике.

Ермолович отметил, что реальные доходы работников бюджетного сектора в течение 2012 года выросли на 17%.

При этом он подчеркнул, что в 2012 году «удалось переломить тенденции прошлых лет, когда для того, чтобы повышать заработную плату, мы вынуждены были сокращать капитальные расходы». «В этом году этого не происходило», — отметил заместитель министра финансов.

По словам Ермоловича, темп роста капитальных расходов консолидированного бюджета 2012 года оценивается в 128,6% в реальном выражении. «Это значит, что мы примерно на 30% выросли в объеме капитального строительства и приобретении оборудования для бюджетных организаций. При этом доля капитальных расходов в структуре бюджета изменилась с 19% в 2011 году до 22% в 2012 году», — пояснил он.

 

Источник: БелаПАН


 

Read more...

Может ли Беларусь завоевать рынок Латинской Америки

21-01-13-11На пресс-конференции 15 января Александр Лукашенко, говоря об освоении новых рынков, сказал, что "там, где нас принимают, туда надо и идти". В частности, он назвал рынок Латинской Америки стратегически важным для Беларуси и нацелился достичь товарооборота в 5 млрд долларов, в котором преобладал бы белорусский экспорт. Реально ли это?

"Когда-то мы здесь вообще ничего не имели, а сегодня имеем примерно 3,5 миллиарда товарооборота, при этом около 2 миллиардов экспорта. То есть все в нашу пользу. Это ответ отдельным злопыхателям на вопрос, надо ли было туда идти или не надо", - сказал Лукашенко. По его словам, в этом регионе для Беларуси "опорным пунктом станет Венесуэла". "И мы будем с Венесуэлой работать и на Эквадор, и на Кубу, и на небольшие государства, но особенно на Бразилию. Мы хотим на этом континенте "заземлиться" и в ближайшее время получить хотя бы 5 миллиардов товарооборота. Это будет хорошая прибавка в решении основной нашей проблемы – экспорта. Потому что нужна валюта", - заявил глава белорусского государства.

Справедливости ради стоит сказать, что товарооборот Беларуси с латиноамериканскими странами составлял 3,5 млрд долларов в 2011 году. При этом белорусский экспорт составил 1 млрд 737,5 млн долларов, импорт – 1 млрд 760,7 млн долларов. То есть сальдо все же получилось отрицательное. Согласно данным Белстата, за 10 месяцев 2012 года товарооборот между Беларусью и странами Южной Америки составил 1,6 млрд долларов, снизившись по сравнению с аналогичным периодом 2011 года на 1,3 млрд долларов. При этом белорусский экспорт составил 996 млн долларов, импортировано в Беларусь товаров на сумму 692 млн долларов. То есть сальдо получается положительным - 300 млн. Данный товарооборот обеспечен в основном за счет торговли с двумя странами – Венесуэлой и Бразилией.

Если брать весь американский регион в целом, то товарооборот у Беларуси с ним за десять месяцев 2012 года составил 2,5 млрд долларов, снизившись на 30% по сравнению с аналогичным периодом 2011 года. При этом сальдо получилось отрицательное – 190 млн долларов.

Самым перспективным и привлекательным рынком Лукашенко назвал Бразилию. Это действительно так. Во-первых, этот рынок - один из самых огромадных (население - 200 млн человек), во-вторых, конкурентоспособный и быстрорастущий. Бразилия наряду с Индией и Китаем называется локомотивом роста мировой экономики. В Бразилию за 10 месяцев 2012 года было поставлено белорусской продукции на 747 млн долларов, импортировала Беларусь товаров на 198 млн. Но, как показывает статистика, Беларусь помимо калийных удобрений этому рынку ничего, по большому счету, предложить пока не может. За обозначенный период в Бразилию было поставлено хлоркалия на сумму 721,5 млн долларов. По остальным позициям показатели гораздо ниже: азотные удобрения (18 млн долларов), шины (6,5 млн), льняные ткани (440 тыс. долларов), полиамиды (381 тыс.), машины и механизмы для уборки и обмолотки сельскохозяйственных культур (349 тыс.), стекловолокно (222 тыс.).

А что же "опорный пункт" Венесуэла? За десять месяцев прошлого года Беларусь продала в Венесуэлу продукции на 187,9 млн долларов, импортировала - на 326,3 млн долларов. За 2011 года сальдо было еще более отрицательным – почти 800 млн долларов (белорусский экспорт составил 165 млн долларов). Во многом это объясняется отголосками поставок венесуэльской нефти в Беларусь.

Другое дело, что сейчас белорусы пытаются наладить на родине Уго Чавеса совместные производства. В Венесуэле в 2012 году с участием белорусских компаний завершено строительство заводов по выпуску керамических блоков (25 млн штук в год), тракторов (10 тыс. единиц в год) и грузовых автомобилей (5 тыс. штук в год). Начато строительство завода по производству дорожно-строительной техники, продолжены работы по возведению агроиндустриального городка и 17,2 тыс. квартир. Что касается сотрудничества в нефтегазовой сфере, то белорусско-венесуэльским совместным предприятием "Петролера БелоВенесолана" добыто около 1,2 млн т нефти и 190 млн куб.м газа. Достигнуты договоренности о совместной реализации новых масштабных проектов. Речь идет о строительстве тепловой электростанции мощностью 600 МВт, газопровода протяженность 260 км, установке второй производственной линии на заводе строительных материалов.

По словам начальника управления информации - пресс-секретаря МИД Беларуси Андрея Савиных, с пуском в Венесуэле производств по сборке белорусской техники торгово-экономические отношения между странами вышли на более высокий качественный уровень. К примеру, для обеспечения во второй половине 2012 года - первой половине 2013 года работы сборочных производств заключены контракты на поставку белорусских тракторо- и машинокомплектов на сумму 106,5 млн долларов. Савиных надеется, что освоение в полном объеме мощностей сборочных производств позволит обеспечить не только потребности Венесуэлы в тракторах и грузовых автомобилях, но и даст возможность поставлять продукцию на рынки соседних государств.

Что касается других перспективных рынков, то пресс-секретарь белорусского МИДа также назвал кубинский. "Куба является нашим традиционным партнером и союзником в Латинской Америке. Мы очень плодотворно взаимодействуем в международных организациях, а также развиваем экономическое сотрудничество", - сказал он в интервью БелТА. Если в 2011 году товарооборот между Беларусью и Кубой едва составлял 50 млн долларов, то уже в 2012 году он более чем удвоился. При этом основу белорусских поставок составляет сложнотехническая продукция.

Впрочем, если речь идет о товарообороте, то весомую прибавку дает и рынок США. Другое дело, что с этой страной у официального Минска, мягко говоря, прохладные отношения. Следовательно, и перспективы экспорта ограничены. Это подтверждает статистика: белорусско-американский товарооборот сложился за десять месяцев прошлого года на уровне 661 млн долларов. Правда, на 603 млн Беларусь импортировала оттуда продукции…

Таким образом мы видим, что основу белорусского экспорта на американский континент составляют удобрения и сложнотехническая продукция. Что касается первой позиции, то, по оценкам экспертов, значительных прибавок здесь ждать не стоит. А чтобы нарастить поставки грузовиков и тракторов белорусским компаниям следует прилично вложиться в сервисное сопровождение. В МИД Беларуси признают, что "работа по освоению латиноамериканских рынков требует серьезных материальных и интеллектуальных ресурсов". Тем не менее, во внешнеэкономическом ведомстве уверены, что "закрепление белорусских производителей в этом динамично растущем регионе может стать хорошей альтернативой традиционным рынкам".

 

Автор: Александр Заяц

Источник: Белорусские новости

 


 

Read more...

Станет ли Петр Прокопович заменой Мясниковичу

21-01-13-06Назначение Петра Прокоповича вице-премьером смахивает на завуалированную смену правительства. У Сергея Румаса, который ранее занимал эту должность, были гораздо менее широкие полномочия.

На Петра Прокоповича возложена ответственность за обеспечение выполнения важнейших параметров прогноза социально-экономического развития Беларуси, исполнения республиканского бюджета и осуществления мероприятий по модернизации белорусской экономики. В 70 лет трудно отвечать за такой широкий фронт работ.

— Сергей Румас в этой должности руководил экономическим блоком в правительстве, а Петру Прокоповичу поручили практически все: и выполнение прогнозных показателей, и модернизацию. И вот возникает вопрос: чем будет заниматься премьер Михаил Мясникович? Или первый вице-премьер Владимир Семашко? — оценивает разделение обязанностей в правительстве после очередного назначения экономист Лев Марголин.

У эксперта закралось подозрение: не является ли нестандартный ход в духе Александра Лукашенко подготовкой к смене руководства правительства

На пресс-конференции 15 января Александр Лукашенко дал понять, что пока никакой смены правительства не будет.

— Я нигде не говорил, что грядет отставка правительства… Если нам надо кого-то заменить, то за нами не заржавеет — заменим в течение суток, — пообещал президент.

Однако ранее Александр Лукашенко, по его же словам, «частенько наклонял» правительство: «Вы, Михаил Владимирович, засиделись в кабинетах. Засиделись! Я просто вам напоминаю, по итогам года будем делать выводы (2 ноября 2012 г.) или во время посещения ОАО «Камволь» 17 декабря: «Вам (обращаясь к вице-премьеру Семашко) с Мясниковичем — это последний звонок».

— Впрочем, смена руководства может быть и завуалированной, когда Михаил Мясникович останется свадебным генералом, а руководить поручат Петру Петровичу, — не исключает Лев Марголин.

Эксперт обращает внимание на то, что место, которое освободил предшественник Петра Прокоповича на посту вице-премьера, было свободно почти полгода.

— То есть, скамейка запасных у Лукашенко все скудеет и скудеет. Может быть, назначением Петра Прокоповича было решено если не менять, то хотя бы «подпереть» правительство? — предполагает Лев Марголин.

Но почему Прокопович?

— В Петра Петровича Лукашенко, видимо, верит мистически, хотя после того, что произошло в 2011 году, к экс-главе Нацбанка можно было бы относиться и покритичнее. Но не исключено, что Петр Петрович тогда о чем-то предупреждал Лукашенко, а тот его не послушал, — подытоживает Лев Марголин.

Как говорит руководитель Аналитического центр «Стратегия» Леонид Заико, в Беларуси все прогнозы и планы готовятся министерствами и губернаторами, которые за это отвечают.

— Значит, у Петра Петровича простой механизм – вызывать губернаторов, министров и доводить их до состояния полного душевного опустошения, — иронизирует эксперт. —Вообще-то, судя по всему, Александр Григорьевич не доверяет молодежи, уж слишком они умные. А Петр Петрович человек верный, который ни разу не сдал Александра Григорьевича. Его жалко, он сердечник, но он как Герой Беларуси должен бороться до конца, как герои Брестской крепости. И он будет сражаться до последнего.

 

Автор: Геннадий Косарев

Источник: Завтра твоей страны

Read more...

Президент Беларуси: контроль в экономике Беларуси будет усиливаться

18-01-13-15Контроль в экономике будет усиливаться. Об этом заявил сегодня президент Беларуси Александр Лукашенко, принимая с докладом председателя Комитета государственного контроля Александра Якобсона, сообщили в пресс-службе главы государства.

"Я уже немало на эту тему говорил и хочу еще раз подтвердить, что в Беларуси контроль будет усиливаться. Это не значит, что мы будем ходить за каждым, это, не дай бог, приведет к тому, что мы кого-то там будем прижимать, зажимать, наклонять - этого у нас не будет. Должно быть честно, порядочно", - сказал президент.

Александр Лукашенко отметил, что в этом направлении Комитет госконтроля и работает. "Но сегодня процессы и развитие нашего общества и экономики на таком уровне, что без контроля не обойтись. Поэтому все должны слышать и понимать, что там, где нам нужно, мы будем присутствовать в плане контроля, прежде всего, конечно же, Комитет государственного контроля", - сказал глава государства.

Александр Лукашенко потребовал доложить, какие проблемы КГК предстоит решить в ближайшее время, а также о тех недостатках, которые сегодня есть в экономике, обществе, мимо которых КГК пройти не может.

"Естественно, мы никуда не денемся от того, что Комитет госконтроля будет обязан контролировать расходование государственных средств и ресурсов государственными предприятиями и свято блюсти государственную собственность, чтобы она не разбазаривалась и эффективно сегодня работала. Это самое главное для Комитета государственного контроля", - поставил задачу Президент.

Александр Якобсон в свою очередь отметил, что проблем остается еще достаточно много и в сфере бюджетного строительства, и расходования бюджетов страны и областей. Он подчеркнул, что возглавляемое им ведомство четко понимает в связи с этим свои задачи.

По итогам встречи глава государства дал ряд поручений.

 

Источник: БЕЛТА


 

Read more...

Миссия

Продвигать аналитику для информирования и выработки доказательной политики, адвокатировать развитие частного сектора.

Портал ЭКОНОМИКА.BY

О портале

For using special positions

https://ekonomika.by

For customize module in special position

https://ekonomika.by

Template Settings

Color

For each color, the params below will give default values
Blue Green Red Radian
Select menu
Google Font
Body Font-size
Body Font-family