wrapper

Новости - слайдер на главной

Макроэкономическая политика

Ослабление белорусского рубля повысит инфляцию

31-08-12-11Национальный банк Беларуси считает главной целью монетарной политики в 2013 году снижение инфляции, но собирается отправить рубль в "управляемое плавание".

Это было отмечено в ходе заседания консультативного совета при Национальном банке РБ, прошедшего в Минске 12 декабря под руководством председателя правления Нацбанка Надежды Ермаковой.

В сообщении по итогам заседания было сказано, что в целях снижения инфляции Нацбанк собирается задействовать все свои инструменты совместно с мерами экономической политики правительства РБ.

В то же время на заседании было заявлено, что в качестве одного из главных инструментов монетарной политики будет выступать курсовая политика, которую планируют проводить в режиме "управляемого плавания".

Нацбанк продолжит постепенно уменьшать свое присутствие на валютном рынке, осуществляя интервенции лишь для сглаживания резких конъюнктурных колебаний обменного курса. Среднесрочная динамика курса должна определяться фундаментальными факторами.

Однако данная политика противоречит главной цели Нацбанка - снижению инфляции, так как неизбежное в силу фундаментальных факторов ослабление белорусского рубля будет приводить со временем к росту цен (в силу необходимости выравнивания цен в Беларуси и соседних странах).

То есть Нацбанк в 2013 году собирается проводить противоречивую политику, одной рукой оказывая давление на цены, а второй - подталкивая их вверх.

Обсуждалось ли это противоречие намерений Нацбанка на заседании консультативного совета, неизвестно.

В официальном сообщении по его итогам было сказано, что в 2013 году должна повыситься роль ставки рефинансирования как ключевой ставки, определяющей стоимость денежных ресурсов и формирующей динамику ставки однодневного рынка межбанковских кредитов и в конечном итоге - ставок кредитного и депозитного рынков.

Важным с точки зрения обеспечения экономической безопасности страны, выполнения международных обязательств, а также в качестве гаранта доверия к проводимой политике остается наращивание государственных золотовалютных резервов.

Кроме того, на заседании была отмечена важность наращивания государственных золотовалютных резервов с точки зрения обеспечения экономической безопасности страны, выполнения международных обязательств, а также в качестве гаранта доверия к проводимой политике. Источники пополнения резервов, как отметила Н. Ермакова, четко просчитаны.

К сожалению, как показывает практика, реальность довольно часто не совпадает с расчетами Нацбанка. Например, в настоящее время ставка рефинансирования примерно в 1,5 раза выше того уровня, который был рассчитан в прошлом году, объемы кредитования экономики в 2012 году превышают запланированный уровень и т. д.

В официальном сообщении Нацбанка об итогах заседания консультативного совета также сообщается, что его участники обращали внимание на необходимость продолжения активной работы с Антикризисным фондом Евразийского банка развития и Международным валютным фондом.

Было отмечено, что успешное взаимодействие с международными организациями важно не только с точки зрения выработки совместных стабилизационных мер и получения займов, оно позволяет значительно повысить инвестиционную привлекательность страны.

В ходе заседания совета обсуждался также вопрос целесообразности создания в Беларуси банковского венчурного фонда для финансирования инновационных проектов.

 

Источник: Белорусы и рынок

Read more...

В виде процентов по внешнему долгу Беларусь в 2012 году заплатит около $1,3 млрд.

07-05-12-18Такой вывод можно сделать исходя из величины процентов, уже уплаченных Беларусью за 9 месяцев 2012 года: по данным Нацбанка, это $973,6 млн. Эта величина уже превысила объем платежей за весь 2011 год, когда проценты равнялись $916 млн.

При этом большую часть процентов за 9 месяцев текущего года заплатило правительство (органы государственного управления): $494 млн.

Так как общий долг правительства на 1 октября 2012 года равнялся $12,779 млрд., то не сложно подсчитать, что платежи составили 3,9% от долга, то есть за год они составят около 5%. Это вполне приемлимая стоимость внешних заимствований правительства для нашей страны.

В то же время, можно отметить, что отношение уплаченных процентов в целом к долгу страны в целом ниже, чем по государственному долгу: 3% за 9 месяцев. То есть, неправительственные заимствования обходятся дешевле.

По данным Нацбанка, внешний долг нефинансового сектора экономики, являющийся самой крупной статьей долга, за I полугодие сократился на $0,6 млрд. по сравнению с началом года (до $12,5 млрд.), но в III квартале вырос на $1 млрд. - до $13,5 млрд.. А январь-сентябрь 2012 года внешний долг нефинансового сектора экономики РБ вырос на $0,4 млрд.

Органы государственного управления за 9 месяцев 2012 года также увеличили свой внешний долг на Br0,4 млрд. - до Br12,8 млрд.

Но в целом валовой внешний долг Беларуси за 9 месяцев текущего года снизился на $1,1 млрд. Сокращение долга обеспечили органы денежно-кредитного регулирования, то есть Нацбанк.

Он рассчитался с Банком Китая по сделке СВОП - обмену белорусских рублей на юани, в результате чего его долг сократился за 9 месяцев на $1,1 млрд. и составил на 1 октября 2012 года Br0,43 млрд.

Резко сократили внешнюю задолженность также и коммерческие банки. За 9 месяцев 2012 года их внешний долг снизился на Br0,8 млрд. - до Br5,2 млрд. Но в октябре банки, как и предприятия, начали наращивать свою внешнюю задолженность.

Кроме того, растут и прямые инвестиции в виде межфирменного кредитования. Их величина с начала года выросла на $80,1 млн. - до $1,07 млрд. на 1 октября 2012 года.

 

Источник: Select.by

Read more...

Иностранные инвесторы в Беларуси недовольны чрезмерным вмешательством государства в экономическую жизнь

18-12-12-02На 2013 год правительством запланирован приток прямых иностранных инвестиций в размере $4,5 млрд. Это почти в четыре раза больше плана текущего года ($1,2 млрд. без учета приватизации). В обстановке таких ожиданий 7-й Белорусский инвестиционный форум должен был стать событием месяца, если не целого года, для финансистов. Другое дело: событием какого качества – медийным, т.е., очередной порцией пиара, либо экономическим?

«Форум выглядел как возвращение к постсоветским аукционам, где в официальных речах хвалили возможности для приватизации, в то время как в кулуарах говорили о политических препятствиях, которые продолжают мешать инвесторам»,  – таково мнение авторитетного российского издания «The Moscow Times».

По данным организаторов, потенциальные инвесторы представляли около 250 компаний с суммарным капиталом почти $2 трлн. Правда, уже постфактум стали появляться мнения экспертов о том, что собственников приехало не так уж и много. «Организаторы сделали ставку на то, чтобы отсечь консультантов и пригласить лишь потенциальных инвесторов. На мой взгляд, это глупо, – считает Олег Андреев, заместитель  директора департамента инвестиционного банкинга компании EnterInvest.

Эксперты отмечают, что по сравнению с прошлыми инвестиционными форумами, интерес к Беларуси возрос. На фоне рецессии в Европе и замедления роста в Китае Беларусь в рамках ЕЭП выглядит неплохо. Страна может предложить не только достаточно «живую» экономику и свой рынок с 10 млн. населения, но и выход на общий рынок трех стран, где проживают 170 млн. человек. «Хотя инвесторов всегда впечатляет четкая белорусская организация, – говорит Даниэль Крутцинна, директор департамента инвестиционного банкинга компании EnterInvest, –  их пугает государство и его всемогущество». Информационный клубок, который закрутился вокруг «Спартака» и «Коммунарки» как раз накануне форума, до сих пор вызывает недоумение. Не в части того, кто прав, а кто виноват, а по своей несвоевременности. Французские участники форума действия по отношению к «Спартаку» и «Коммунарке» вообще расценили как экспроприацию. Поскольку, по их мнению, национализация предполагает хотя бы денежную компенсацию.

Негативный информационный фон правительство попыталось отчасти «прикрыть» существенными подвижками в правовой сфере. С этой точки зрения 2012 год для работающих в Беларуси и потенциальных инвесторов должен был оказаться положительным – в стране принято много новых нормативных документов, заключен ряд соглашений о правовой защите иностранных инвестиций. В частности, стимулом для роста инвестиций в следующем году может стать уже прошедший первое чтение проект Закона об инвестициях. «В нем учтен международный опыт – четкое определение компетенции государственных органов в сфере осуществления инвестиций. Если в ныне действующем документе роль государства описана расплывчато, то в проекте нового его сфера влияния ясна. Гарантии для инвестора  также усилены, – отмечает Сергей Машонский, управляющий партнер международной юридической компании Arzinger & Partners».

Подробнее об этом читайте в свежем номере журнала «Дело», главная тема которого – «Итоги-2012. Прогнозы-2013». А из рубрики «Личный капитал» вы сможете узнать, вложения в какие валюты будут самыми надежными и доходными в 2013 году.

 

Источник: Дело

 

Read more...

Нацбанк: роль ставки рефинансирования в Беларуси в 2013 году повысится

16-04-12-19В Беларуси в 2013 году должна повыситься роль ставки рефинансирования как ключевой ставки, определяющей стоимость денежных ресурсов и формирующей динамику ставки однодневного рынка межбанковских кредитов и, в конечном итоге, ставок кредитного и депозитного рынков. Об этом было сказано на заседании Консультативного совета при Национальном банке 12 декабря в Минске, сообщили в управлении информации и общественных связей Нацбанка.

На заседании совета под руководством председателя правления Национального банка Надежды Ермаковой были обсуждены актуальные вопросы совершенствования практических механизмов реализации денежно-кредитной политики в 2013 году.

Во время заседания отмечалось, что в 2013 году продолжится проведение монетарной политики, главной целью которой будет снижение инфляции. "Сохранение покупательной способности национальной валюты является важнейшим условием обеспечения устойчивого экономического развития страны и повышения благосостояния людей. Для достижения этой цели Национальный банк будет использовать все свои инструменты совместно с мерами экономической политики правительства Беларуси", - отметили в Нацбанке.

В качестве одного из главных инструментов монетарной политики будет выступать курсовая политика, которая будет проводиться в режиме "управляемое плавание". "При этом Национальный банк продолжит постепенно уменьшать свое присутствие на валютном рынке, осуществляя интервенции лишь для сглаживания резких конъюнктурных колебаний обменного курса. Среднесрочная динамика курса должна определяться фундаментальными факторами", - подчеркнули в Национальном банке.

Важным с точки зрения обеспечения экономической безопасности страны, выполнения международных обязательств, а также в качестве гаранта доверия к проводимой политике остается наращивание государственных золотовалютных резервов, источники которых, как отметила на заседании совета председатель правления Национального банка Надежда Ермакова, четко просчитаны.

Участники заседания совета также обращали внимание на необходимость продолжения активной работы с Антикризисным фондом Евразийского банка развития и Международным валютным фондом. "Успешное взаимодействие с международными организациями важно не только с точки зрения выработки совместных стабилизационных мер и получения займов. Оно также позволяет значительно повысить инвестиционную привлекательность страны", - подчеркнули в Национальном банке.

На заседании совета обсуждался также вопрос целесообразности создания в Беларуси банковского венчурного фонда для финансирования инновационных проектов.

Был рассмотрен мировой опыт макропруденциального регулирования и участия в нем центральных банков. Специалисты ознакомились также с подходами к среднесрочному прогнозированию макроэкономических показателей.

Консультативный совет является совещательным органом. В его функции входит оказание центральному банку страны экспертных, информационных и консультационных услуг при разработке и реализации денежно-кредитной политики, а также по вопросам функционирования банковской и платежной систем. В работе совета 12 декабря приняли участие известные в стране ученые, представители депутатского корпуса, бизнес - сообщества, Ассоциации белорусских банков, Министерства финансов, Министерства экономики, руководители ряда банков страны, независимые эксперты, а также сотрудники Национального банка.

 

Источник: БЕЛТА


 

Read more...

В новый год - с новым детским пособием

30-04-12-30До вступления документа в силу осталось меньше месяца, а он только 12 декабря принят во втором чтении в нижней палате парламента, и ему еще предстоит рассмотрение в Совете Республики (20 декабря) и подписание главой государства. "Не волнуйтесь, принять документ успеем, а срок вступления в силу в нем указан конкретный - 1 января 2013 года", - отмечает Елена Шамаль.

"Но если роды произошли еще в декабре 2012 года, значит, и начисления пособия по беременности и родам будут по старому закону. Родившим 1 января уже расчет будет осуществляться по-новому. Все понятно и с пособием по уходу за детьми в возрасте до трех лет. Только в январе еще пособие будет начислено по прежнему закону, а в феврале произведем перерасчет", - пояснила депутат.

Основное новшество документа уже активно обсуждалось: пособие по уходу за ребенком в возрасте до трех лет будет считаться от величины среднемесячной зарплаты в стране и увеличиваться при рождении второго ребенка в семье.

В настоящее время, независимо от количества детей, пособие назначается в размере бюджета прожиточного минимума (880 тысяч рублей), а на ребенка-инвалида предусмотрена надбавка в размере 40% от пособия.

С января эта сумма заметно возрастет. Средняя зарплата за четвертый квартал пока не рассчитана, поэтому для расчета возьмем "среднюю" в размере 4 млн рублей, хотя по кварталу она будет выше. В итоге получаем:

Пособие с января 2013 года составит     Фактически

35 процентов среднемесячной зарплаты в стране на первого ребенка           около 1,4 млн рублей

40 процентов - на второго и последующих детей          около 1,6 млн рублей

45 процентов - на ребенка-инвалида        около 1,8 млн рублей

Как отметила депутат, в случае снижения среднемесячной зарплаты пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет уменьшаться не будет.

Другое важное изменение касается расчета пособия по беременности и родам. Сейчас сумма зависит от среднедневного заработка женщины за два предшествующих месяца работы, по новому законопроекту этот срок возрастет до 6 месяцев. "В России в прошлом году этот срок увеличили вообще до двух лет. Суть в том, что деньги на выплату пособий ниоткуда не возникают - это отчисления в фонд соцзащиты, и чтобы деньги оттуда взять, их кто-то должен туда положить", - рассказала Шамаль.

Других изменений в расчете этого пособия не произошло. Мамы на форумах беспокоились, не потеряют ли они в деньгах, если из одного декрета сразу "перепрыгнут" в следующий. Как пояснили в парламенте, как и ранее, будущей маме целесообразно между двумя декретами выйти на работу хотя бы на минимальный срок. Причем если женщина отработает пару месяцев, расчет пособия будет производиться не от ее голого оклада, а от ее среднедневной заработной платы, что может серьезно повлиять на итоговую сумму.

Как выжить одиночке?

Сейчас матери-одиночки получают повышенное пособие: воспитывающим ребенка в возрасте до 1,5 лет начисляется надбавка в размере 75% пособия (выходит примерно 1,5 млн рублей), в возрасте от 1,5 лет до 3 лет - 40% (около 1,2 млн рублей). В новом законе эти надбавки для матерей-одиночек снимаются, отчего последние не в восторге - у всех пособия вырастут, а им до полутора лет придется довольствоваться практически прежней суммой.

"В том, что быть матерью-одиночкой нелегко, и таким семьям нужна поддержка, никто не сомневается. Но, во-первых, гораздо важнее не то, полная семья или нет, а какой у нее реальный уровень дохода. Неполные семьи, по объективным причинам нуждаются в дополнительной помощи, поддержка возможна через систему государственной адресной социальной помощи, причем не обязательно в денежной форме", - отметила Елена Шамаль. В частности, малообеспеченным семьям предоставляется бесплатное питание детям до двух лет.

Новая норма затронет большое число семей. Почти каждый восьмой ребенок в Беларуси растет без одного из родителей, все больше женщин рожают вне брака. Сегодня внебрачные дети составляют пятую часть от общего числа новорожденных, что в 2,5 раза больше, чем 10 лет назад. И с каждым годом этот процент растет. Как рассказала Шамаль, по данным переписи населения 2009 года, в Беларуси зарегистрировано 157,639 тысячи семей, в которых дети в возрасте до 18 лет воспитываются одной матерью. В Беларуси сейчас в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет находятся 19 660 матерей-одиночек, а от 1,5 до 3 лет - 21 684 матерей-одиночек.

"Практика изучения надбавок к пособиям на детей, рожденных вне брака, воспитываемых одним родителем, расторгнувшим брак и не вступившим в новый брак и не получающим алиментов, показала, что они не выполняют функцию социальной поддержки нуждающихся семей, способствуют росту таких негативных явлений, как отказ от регистрации брака, росту числа неполных семей, количества детей, рожденных вне брака, уклонению родителей от уплаты алиментов на детей", - аргументировала депутат.

В 2011 году родилось 109,2 тыс. детей, что является самым высоким показателем за последние 10 лет.

С 1 января изменится и порядок назначения пособий на детей старше 3 лет. Его уже нельзя будет получить малообеспеченным семьям. Пособие останется только для социально уязвимых категорий семей (семьи, воспитывающие ребенка-инвалида, ребенка с ВИЧ, семьи, в которых отец проходит срочную военную службу, либо родители имеют инвалидность). "Здесь аргументация такая же, как по мамам-одиночкам. Мы выделили самые уязвимые категории семей, а остальным семьям, семьям с малым доходом, следует обращаться за адресной социальной помощью", - посоветовала депутат, добавив, что по-прежнему нередки случаи, когда граждане злоупотребляют господдержкой.

В поисках декретного рая

По данным международных исследований Беларусь занимает 33-е место среди 160 стран и первое в СНГ по наиболее благоприятным условиям для материнства, рассказала депутат.

Но есть в Европе страны, где декретницы имеют соцподдержку, о которой и на постсоветском пространстве, и в Новом Свете могут только мечтать. В Исландии, к примеру, при рождении ребенка семье выплачивают 25 тысяч евро и предоставляют маме 36 недель декретного отпуска с сохранением 80% зарплаты.

"Еще один демографический оазис - Швеция. Там декретный отпуск длится 18 месяцев, при этом первый год мама получает 80% от зарплаты, а если она работала в госучреждении, то и все 100%. В Швеции отпуск по уходу за новорожденным - 16 месяцев. Если родители хотят использовать его полностью, каждый из них должен взять хотя бы два месяца", - рассказала депутат.

Кстати, как в Беларуси льготы мамам-одиночкам способствовали росту числа этих одиночек, так в Германии в 2010 году число отцов, взявших отпуск по уходу за ребенком, выросло в разы, достигнув 25%. Такой рост числа молодых отцов эксперты объясняют появлением в Германии оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком. "Причем, если в декрет уходит только один из родителей, оплачивается только год, а в случае готовности обоих партнеров государство компенсирует 14 месяцев отпуска по уходу за ребенком. При этом родители вольны сами решать, кто из них на какой срок уйдет в декретный отпуск", - рассказала Елена Шамаль.

 

Источник: TUT.BY Read more...

Реформа аппарата госуправления: сколько чиновников достаточно для Беларуси

12-07-11Сократить количество министерств в три раза, расформировать госкомитеты, а чиновников при приеме на работу проверять на профессиональную пригодность с помощью специальных тестов предлагают эксперты «Либерального клуба». Альтернативный вариант реформы системы госуправления они направят в Администрацию президента, министерства и госкомиссию по реформированию.

Государственный аппарат раздут и нездоров

Правительство Беларуси состоит из 24 министерств, 7 госкомитетов, 4 государственных организаций, подчиненных Совмину, а также ряда департаментов. Для сравнения: в России и Польше 18 министерств, в Украине – 16, в Литве – 14, в Латвии 13.

В белорусских министерствах трудятся 20,6 тысячи чиновников, исполнительная вертикаль и местные распорядительные органы насчитывают 22,7 тысячи госслужащих. Еще 1,8 тысячи чиновников работают в высших органах законодательной и исполнительной власти.

Всего в Беларуси на 1 ноября 2011 года только «цивильных управленцев» насчитывалось более 56 тысяч. Именно об этой армии чиновников и пойдет дальше речь. Хотя, как заявлял недавно Александр Лукашенко, реформирование коснется и силового блока, точная численность, которого в нашей стране засекречена. Под таким же грифом, вероятно, будет происходить реорганизация в МВД, КГБ, Следственном комитете и других силовых структурах.

Впрочем, и судьба чиновников без погон решается за закрытыми дверями комиссией, возглавляемой руководителем Администрации президента Андреем Кобяковым, в которую входят еще десять представителей министерств и ведомств, депутаты парламента.

Эксперты «Либерального клуба» опасаются, что реформа госаппарата сведется к техническому сокращению его численности, а это не даст должного эффекта. Да и экономическая выгода от уменьшения количества чиновников сравнительно невелика.

По словам директора «Либерального клуба» Евгения Прейгермана, если будет принято решение сократить 30% госаппарата, то работу потеряют чуть более 17 тысяч чиновников. Таким образом, экономия на зарплатах госслужащих составит примерно 108 млн. долларов в год.

— Но следует учесть, что перед сокращением чиновникам необходимо будет выплатить три среднемесячные зарплаты и в течение трех месяцев после увольнения им придется выплачивать среднемесячный заработок, — напоминает Евгений Прейгерман.

Эксперт не уверен и в том, что оставшиеся чиновники получат прибавку к своей 500-долларовой зарплате еще 220 долларов, сэкономленных на сокращении госаппарата. Ведь в следующем году Беларусь ожидают серьезные финансовые проблемы, связанные с выплатой внешних долгов.

— Мы ни в коем случае не ратуем за отказ от сокращения госаппарата, а лишь обращаем внимание на необходимость адекватно оценивать экономическую выгоду. Надо иметь в виду, что госаппарат не только раздут, но и нездоров. Он — неэффективен, — ставит диагноз эксперт «Либерального клуба» Антон Болточко.

Сейчас на госаппарат в Беларуси возложены три основные задачи: рост валового внутреннего продукта, сокращение отрицательного сальдо внешней торговли и увеличение денежных доходов.

— И, если, зарплаты худо-бедно растут, то остальные два показателя не выполняются. А главное, основные экономические проблемы страны остаются нерешенными, — подчеркивает Антон Болточко.

Эксперты «Либерального клуба» также отмечают, что существующая система управления не только не решает экономических проблем, но и создает благоприятные условия для коррупции. Согласно исследованию международной организации Transparency International в 2011 году Беларусь заняла 143-е место в мире по уровню коррупции. А по данным информационного агентства The Daily Beast , наша страна и вовсе входит в шестерку самых коррумпированных государств на планете. Реальный уровень коррупции, если судить по увеличению количества взяток, растет: в 2010 году было зарегистрировано 684 таких преступления, а в 2011 – 948.

Не так страшны чиновники, как их функции

По мнению юриста Никиты Беляева, искоренять необходимо причины, а не следствия. Основное внимание следует обратить не на сокращение кадров, а на уменьшение присутствия государства в социально-экономической жизни страны.

— В Беларуси государство повсеместно. На госаппарат возложено 1500 функций. Причем, зачастую функции дублируются. Например, контрольными полномочиями в нашей стране обладают 38 организаций, каждая из которых имеет специальные службы, — отмечает эксперт «Либерального клуба».

Он считает целесообразным передать все эти полномочия Комитету госконтроля, что позволит сократить трудовые ресурсы и сэкономить бюджетные средства. По словам Никиты Беляева, необходимо провести полноценный аудит всех функций и задач системы госуправления.

Эксперты «Либерального клуба» предлагают сразу два варианта реформы системы государственного управления в Беларуси. Первый рассчитан на реалии сегодняшнего дня и при наличии политической воли может быть реализован в ближайшее время. Для осуществления второго сценария необходимы коренные изменения в политической и социально-экономической сферах.

Для выполнения первого варианта реформы госаппарата, эксперты предлагают разработать индикаторы эффективности правительства, качества законодательного регулирования рынка и сдерживания коррупции.

К примеру, в целях повышения эффективности правительства, по мнению специалистов «Либерального клуба, необходимо создать новую методику оценки работы органов республиканского управления и их руководителей, установить критерии качества предоставляемых государством услуг и развить институт стратегического планирования. Улучшить ситуацию в экономике поможет ограничение льгот отдельным субъектам хозяйствования, сокращение перечня товаров и услуг, цены на которые регулирует государство, создание независимого антимонопольного органа, подчиненного и подконтрольного парламенту.

Второй вариант реформы от экспертов «Либерального клуба» предусматривает сокращение количества министерств с 24 до 8, а также расформирование государственных комитетов и организаций, подчиненные правительству. Таким образом, предлагается следующая структура Совета Министров:

Министерство финансов

Министерство по управлению государственным имуществом и приватизации

Министерство правосудия

Министерство социальных дел и занятости

Министерство иностранных дел

Министерство безопасности

Министерство внутренних дел

Министерство обороны

Для работы в новом правительстве, по расчетам «Либерального клуба», понадобится не более 23 тысяч человек, которых при приеме на работу следует проверять на профессиональную пригодность с помощью специальных тестов.

Также предлагается запретить государственным органам ведение коммерческой деятельности.

Реформа может превратиться в сведение счетов

На следующей неделе аналитическая записка «Либерального клуба» будет направлена в Администрацию президента, министерства экономики и финансов, а также в госкомиссию по реформированию.

Прислушается ли к мнению экспертов руководство страны, станет известно уже через месяц. В конце декабря комиссия по реформированию органов госуправления должна представить Александру Лукашенко свои наработки. Какую участь готовят чиновникам руководитель комиссии Андрей Кобяков и его заместитель Наталья Петкевич, тоже пока неясно: реформаторы госаппарата работают втайне от общественности. А присутствовавший на заседании «Либерального клуба» заместитель начальника отдела кадров Министерства экономики Дмитрий Красовкий, воздержался от оценки предложений независимых экспертов. Чиновник лишь поблагодарил «Либеральный клуб» за идеи, а также отметил, что реформирование госаппарата плановое, уже четвертое за время правления страной Александра Лукашенко.

Первая «встряска» чиновников была в 1996 году, вторая — в 2001-м, третья — в 2006-м. По словам Дмитрия Красовского, нынешняя реформа призвана повысить зарплату госслужащих без привлечения дополнительных бюджетных средств.

— В результате предыдущих реформ госаппарата не было катастроф, и после этой не будет, — заверил чиновник Минэкономики.

Тем не менее, аналитики «Либерального клуба» отмечают несколько рисков грядущей перестройки. По их мнению, реформа может свестись лишь к сокращению численности госслужащих и не затронет главной проблемы белорусской системы: раздутых функций государства.

Кроме того, эксперты предполагают, что реформа может превратиться в средство «клановой» борьбы. Это грозит ухудшением работы госаппарата, поскольку жертвами сведения счетов могут стать наиболее подготовленные в профессиональном плане чиновники.

 

Источник: Завтра твоей страны

Read more...

Лимиты льготного электричества: кто рискует попасть на максимальный тариф

20-06-13Вопрос, как белорусы будут платить за электроэнергию, обсуждался давно, в итоге решено, что тарифы будут зависеть от объемов потребления. Причем за сверхлимитную электроэнергию придется заплатить вдвое дороже. Но, как отметил министр энергетики Александр Озерец, отвечая на вопросы депутатов в среду, для того чтобы "попасть" на максимальный тариф, придется серьезно постараться.

Озерец отметил, что в ходе проведенного опроса около 70% граждан высказались за то, чтобы повышение тарифов на электроэнергию происходило до уровня себестоимости постепенно.

При этом, отметил министр, некоторые белорусы потребляют электроэнергию весьма активно. Если всего население использует около 4 млрд кВт•ч электроэнергии, то 75% граждан потребляет 2 млрд, оставшиеся 25% - еще 2 млрд "То есть в основном потребление укладывается в 200-300 кВт, а есть 25 процентов, потребляющих 2000-3000 кВт. Здесь же есть социальная несправедливость", - аргументировал министр. .

А дотировать граждан приходится предприятиям – дотация на каждый киловатт за счет перекрестного субсидирования составляет около 70%.

Как рассказал Озерец, сейчас готовят документы, согласно которым тариф будет зависеть от объемов потребления. Для квартир с газовой плитой льготный тариф будет действовать при потреблении до 150 кВт, с электрической – 250 кВт•ч

При росте потребления и тариф будет увеличиваться. Если объемы вырастут до 300 и 400 кВт соответственно, тариф увеличится только на 30% - "дополнительно всего 8 тысяч рублей придется доплатить". И только когда потребление будет выше этих лимитов (более 300 и 400 кВт•ч для квартир с газовой и электроплитой), придется платить уже около 600 рублей против нынешних 295 рублей за кВт•ч, заверил Озерец.

Министр уверяет, что подъем тарифов будет происходить только после соответствующего увеличения зарплат и пенсий.

"Это разгрузит определенный пресс и бюджета, и реального сектора экономики, ведь сегодня перекрестное субсидирование по электроэнергетике суммарно составляет 4,5 цента, которые перекладываются на тариф для реального сектора. И сегодня мы этим тарифом подперты, его надо снижать", - отметил он.

Депутаты предположили, что проблемы могут возникнуть у не самых состоятельных категорий населения, к примеру, у сельчан, у которых не подведен газ. В этих деревнях нет горячей воды, и многие обзавелись бойлерами, что с новыми тарифами обойдется недешево, предположили депутаты. "Не попадут они в тариф 600 рублей, - заверил Озерец. – Мы же делаем расчеты, считает институт, есть аналитика". Он уверен, что на бойлере может нагорать не более 70 кВт•ч, так что переплата будет небольшой.

 

Источник: TUT.BY


 

Read more...

Нацбанк ожидает прихода в Беларусь платежной системы American Express

07-09-03Об этом сообщил сегодня заместитель председателя правления Национального банка Сергей Дубков, выступая перед участниками IX Международного форума по банковским информационным технологиям «БанкИТ`12».

«Мы заинтересованы, чтобы American Express начал проводить эмиссию пластиковых карточек в Беларуси», — сказал Сергей Дубков.

В настоящее время некоторые белорусские банки уже принимают пластиковые карточки American Express. Американская финансовая компания создана еще в 1850. Она занимается выпуском кредитных и пластиковых карт, а также дорожных чеков. Ежегодная выручка компании составляет около $30 млрд, число сотрудников превышает 62 тыс. человек.

Зампредседателя правления также рассказал, что лидирующее положение в сфере безналичных расчетов на данный момент принадлежит пластиковым карточкам «БелКарт». Эта система достигла соответствующего уровня развития. Национальный банк будет стремиться к тому, чтобы все платежные системы были равно удалены от регулятора. «Для «БелКарта» — это дополнительный вызов, но это вызов и для международных систем», — пояснил Сергей Дубков.

Он также рассказал, что «БелКарт» планируется оформить в соответствующее юридическое лицо.

На безналичные расчеты сейчас приходится 61,9% всех операций, а также 18,7% всего объема платежей. На одну пластиковую карточку в Беларуси приходится 29,75 операций. Один терминал в среднем обслуживает 2845 пластиковых карт.

Сергей Дубков подчеркнул, что Национальный банк ушел от понимания того, что пластиковые карточки полностью покрывают все безналичные расчеты в розничной сфере. В республике должны получить распространение различные средства безналичного расчета.

 

Источник: БЕЛТА

Read more...

Миссия

Продвигать аналитику для информирования и выработки доказательной политики, адвокатировать развитие частного сектора.

Портал ЭКОНОМИКА.BY

О портале

For using special positions

https://ekonomika.by

For customize module in special position

https://ekonomika.by

Template Settings

Color

For each color, the params below will give default values
Blue Green Red Radian
Select menu
Google Font
Body Font-size
Body Font-family