wrapper

Новости - слайдер на главной

Макроэкономическая политика

Новая курсовая политика Нацбанка Беларуси снижает риски для экономики

23-01-15-05Эксперты Евразийского банка развития сдержанно похвалили Нацбанк Беларуси за новую валютную политику, связанную с отказом от поддержки курса белорусского рубля при помощи налога на покупку иностранной валюты, введенного в конце прошлого года на фоне ускорившегося падения международных резервов центрального банка.

Read more...

Что будет выгоднее: платить налоги или штраф за тунеядство

27-10-14-03Каждый «тунеядец» заплатит государству не меньше 968 долларов налогов. Эта сумма рассчитана исходя из размера официальной минимальной заработной платы в 2014 году.

А в казну благодаря инициативе правительства может поступить дополнительно 484 млн. долларов.

Как минимизировать потери для своего кошелька — об этом руководитель проекта «Кошт урада» Владимир Ковалкин.

В предложении руководства страны ввести ответственность за «тунеядство» немало правовых и этических коллизий, которые уже были озвучены независимыми экспертами. Но едва ли это остановит правительство. Вертикаль власти ориентирована скорее на выполнение приказов свыше, чем на следование логике закона или создание благоприятных условий для ведения бизнеса. Вот почему надеяться на отмену инициативы не стоит.

В очередной раз под благовидным предлогом власти решают свои финансовые проблемы за счет граждан. «Тунеядцами» окажутся как раз не алкоголики, наркоманы и прочие маргинальные группы населения, а вполне платежеспособные граждане.

 «Значительная доля из этих людей — это, во-первых, так называемые строительно-ремонтные бригады по строительству и ремонту коттеджей и квартир и так далее. Вторая часть этого полмиллиона населения — те, кто полуофициально работает в России, но числится здесь. И третья часть этого населения, наверное, меньшая, — это так называемая политическая оппозиция, которая получает деньги за рубежом», — считает декан экономического факультета БГУ Михаил Ковалев.

Кроме озвученных групп, это могут быть те, кого в России называют креативным классом: архитекторы, дизайнеры, копирайтеры, программисты.

Во что выльется инициатива руководства страны для всех этих «тунеядцев»? Проведем расчеты на базе 2014 года. Согласно данным Министерства труда и социальной защиты, в Беларуси минимальная зарплата колебалась в этом году в пределах 1 660 000 – 1 756 000 рублей в месяц. Если предположить, что до конца года «минималка» расти не будет, то с годовой суммы нужно заплатить 34% в Фонд социальной защиты населения (ФСЗН), а это 7 029 493 рублей, 1% в пенсионный фонд — 206 750 рублей, и 12% подоходного налога — 2 480 998 рублей в год. Суммарно получается 9 717 241 рублей или 968 долларов.

Напомним, что ранее правительство инициировало повышение ставки подоходного налога на 1%. Со следующего года она составит 13%, что позволит правительству дополнительно изъять у граждан 2 249 млрд рублей. Также, согласно проекту бюджета на 2015 год, нас ожидает значительный рост акцизов, который через увеличение цен на сигареты, алкоголь и бензин обойдется белорусским гражданам суммарно в 2 725 млрд. рублей.

Каким образом можно минимизировать собственные потери? Первый способ – это трудоустройство на половину или четверть ставки. Чем меньше доля ставки, тем меньше платить налогов в дальнейшем. Может подойти даже должность охранника на 0,1 ставки.

Второй способ – зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя и перейти на упрощенную систему налогообложения. У такого варианта целый ряд достоинств. Во-первых, никто не может обвинить ИП в незаконной предпринимательской деятельности. Во-вторых, нет необходимости платить подоходный налог, а это экономия как минимум 2 480 998 рублей в год. В-третьих, в соответствии с законодательством уплачивать отчисления в ФСЗН будет необходимо исходя из официальной «минималки».

Наконец, стоит дождаться официальных разъяснений по размерам штрафов для «тунеядцев». Негосударственные СМИ сообщали, что разработаны проекты нормативных актов о введении с 1 января 2015 года налога с безработных в размере 20 базовых величин (3 млн. рублей). Если это так, то выгоднее будет признаться в «тунеядстве» и заплатить штраф.

Кстати, сколько вы на самом деле платите налогов со своей зарплаты, можно узнать с помощью зарплатного калькулятора.

Автор: Владимир Ковалкин

Источник: Завтра твоей страны


Read more...

Эксперты: государство будет вынуждено повысить пенсионный возраст

03-06-14-23Через несколько лет государству придется повысить пенсионный возраст. Такое мнение высказали эксперты, комментируя заявление Александра Лукашенко, который на минувшей неделе не исключил возможности изменения пенсионного возраста.

"Повышение пенсионного возраста в будущем - вынужденная мера. Через несколько лет идти на этот шаг придется, иначе финансировать пенсионные обязательства, учитывая старение населения, государству станет сложно", - полагает экономист Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Екатерина Борнукова.

В мае средняя пенсия в Беларуси составила 2,33 млн. рублей (около 230 долларов) и в долларовом выражении с начала года практически не изменилась. В то же время средняя зарплата в мае превысила 6 млн. рублей (около 600 долларов) и в долларовом выражении увеличилась по сравнению с началом года почти на 10%.

"Возможности по увеличению пенсий сегодня весьма ограничены. Кризис пенсионного фонда, связанный со старением населением, приближается. Учитывая такую перспективу, государство, возможно, сознательно отказывается увеличивать пенсии, чтобы не повышать нагрузку на пенсионный фонд", - сказала Борнукова.

По мнению экспертов, ограниченность средств в пенсионном фонде будет приводить также к тому, что доходы пенсионеров будут отличаться незначительно.

"С одной стороны, необходимо повышать дифференциацию уровня пенсий, чтобы население было заинтересовано иметь большой трудовой стаж, повышать производительность труда. Однако сегодня нагрузка на пенсионный фонд достаточно высокая, и она будет расти по мере старения населения. Поэтому вряд ли удастся повысить дифференциацию пенсий в ближайшие годы", - полагает экономист Исследовательского центра ИПМ Глеб Шиманович.

В связи с высокой нагрузкой на Фонд социальной защиты населения придется идти на непопулярные меры и о них следует предупредить население заранее, полагают эксперты.

"Государству необходимо послать четкий сигнал обществу, что через 5-10 лет того уровня социального обеспечения, который существует сегодня, не будет. Люди, которые работают сегодня, должны понимать, что в будущем им не стоит рассчитывать на государство, а самостоятельно обеспечивать себе достойную старость", - отметила Борнукова.

Как сообщалось ранее, на минувшей неделе, отвечая на вопросы работников предприятий оборонного комплекса, Александр Лукашенко не исключил возможное повышение в будущем пенсионного возраста.

"Не знаю когда, но думаю, что будет (повышаться пенсионный возраст. - БелаПАН.), потому что, наверное, мы одни остались, где пенсионный возраст - 55 и 60 лет", - отметил белорусский лидер.

При этом он подчеркнул, что пока решение о повышении пенсионного возраста не рассматривается. "Пока терпим, но очень тяжело, если откровенно говорить", - сказал Лукашенко.

Он обратил внимание, что старение население создает проблемы с наполняемостью пенсионного фонда. "Если раньше на трех-четырех работающих было два пенсионера, то сейчас все перевернулось. Работающие люди не успевают сегодня зарабатывать для пенсионеров пенсию. Поэтому мы вынуждены держать невысокую пенсию", - сказал Лукашенко.

 

Источник: БелаПАН


 

Read more...

Время для пенсионной реформы в Беларуси

01-04-14-24Понимая недостатки действующей пенсионной системы, государство, тем не менее, не выказывает желания проводить реформу, пытаясь решать возникающие вопросы менее радикальными методами.

Однако такие шаги лишь усугубляют проблему, взваливая необходимость ее коренного решения на будущие поколения.

Например, одно из последних решений — увеличение с 5 до 10 лет минимального стажа выплаты взносов в фонд соцзащиты для назначения пенсий по возрасту. Соответствующий указ был подписан еще в сентябре 2013 года. Теперь депутатам осталось лишь принять законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы по вопросам пенсионного обеспечения», который первое чтение уже прошел.

На представлении документа в Палате представителей министр труда и социальной защиты Марианна Щеткина подчеркнула, что «подобные нормы по минимальному стажу уже 15 лет существуют в Литве, Латвии, Эстонии». В России их тоже планируют принять.

«Мы сейчас работаем над тем, чтобы повысить значимость продолжительности работы, чтобы размер пенсии зависел от продолжительности работы и уплаты страховых взносов», — отметила Марианна Щеткина, отвечая на вопросы депутатов.

Очевидно, что принимаемые меры во многом связаны с проблемами наполнения Фонда социальной защиты населения (ФСЗН), который по итогам прошлого года впервые за последние годы сформировался с дефицитом. И хотя просроченная задолженность перед ФСЗН не является очень большой в сравнении с масштабами поступления в него, сам факт задолженности — тревожный звоночек.

Большинство средств ФСЗН расходует на выплату пенсий. Таким образом, проблемы фонда — это актуальные или будущие проблемы пенсионеров. Для изменения ситуации по наполнению ФСЗН нужна реформа пенсионной системы, о чем власти фактически речи не ведут, что назвать ответственной позицией в современной демографической ситуации нельзя.

Каждый год средний возраст белорусов увеличивается на 0,3 года. Если в 2010 году средний возраст населения был 38,3 года, то в 2030-м будет 44,4, а в 2050-м — 48,6.

В начале 2014 года на 1000 человек трудоспособного возраста приходилось 403 человека старше трудоспособного возраста. В 2009 году этот показатель составлял 359 человек. Демографическая нагрузка на трудоспособное население в связи с ростом числа пожилых людей достигла максимального значения за всю послевоенную историю Беларуси.

В настоящее время со своей зарплаты наемный работник платит 1% отчислений в Фонд соцзащиты населения и 12% подоходного налога. При этом наниматель отчисляет 34% от фонда оплаты труда в ФСЗН. Минфин высказывал мнение, что нынешняя ситуация, когда взносы в ФСЗН перекладываются исключительно на плечи нанимателя, провоцирует зарплаты в конвертах. Поэтому Минфин предлагает перераспределить нагрузку с нанимателя на работника по уплате отчислений в Фонд социальной защиты. Эту инициативу поддерживало и Министерство по налогам и сборам.

Однако, считают эксперты, простое перераспределение отчислений в ФСЗН между работником и нанимателем в сегодняшней ситуации не заставит население задуматься о своей будущей пенсии, так как в Беларуси пенсия выплачивается по принципу солидарности поколений. То есть, каждый из работающих сегодня вносит средства не на свою пенсию, а содержит тех, кто уже является пенсионерами.

Правительство не пошло на перераспределение нагрузки, потому что это задело бы интересы работающих. «Это политический вопрос, а власти остерегаются социального напряжения», — отметил в комментарии для Naviny.by кандидат экономических наук Владимир Николаевский.

Что касается увеличения минимального периода, в течение которого необходимо выплачивать взносы в Фонд социальной защиты населения, естественно, это несколько ослабит на него нагрузку.

Однако предлагаемые государством бонусы, которые увеличивают трудовой период гражданина и, соответственно, сокращают пенсионный, пока не пользуются популярностью.

Например, возможностью выбрать отложенную пенсию в Беларуси пока воспользовались немногие. Хотя такая опция позволяет за несколько лет ощутимо увеличить размер пенсий.

За первый год работы по достижении пенсионного возраста (без оформления пенсии) рост пенсий составит 6% заработка, принимаемого для исчисления пенсии. За два года размер повышения составит уже 14%, за три года — 24%, за четыре года — 36%, за пятый и каждый последующий год предусматривается повышение размера пенсии на 14% заработка, которые также суммируются с процентами повышения, установленными за предшествующий период.

Так или иначе, проблемы с выплатой пенсий в существующей демографической и экономической ситуации в Беларуси неизбежны, считает Владимир Николаевский. По его мнению, пенсионную реформу надо было начинать еще полтора десятка лет назад, «тогда это можно было сделать меньшей кровью».

«Сейчас резервов в пенсионной системе Беларуси нет, поэтому необходимо принимать ряд мер, в том числе непопулярных, для чего нужна политическая воля», — сказал экономист.

Работающим людям, у которых есть деньги, Владимир Николаевский рекомендует накапливать личные средства в дополнение к пенсии: «Весь мир делает так».

«Если человек заботится о своем будущем, лучше иметь какой-то счет для сбережения средств. Правда, с введением элементов накопительной системы возникают вопросы сохранения и управления деньгами. Этим должны заниматься профессионалы, в стране должны быть созданы соответствующие условия», — отметил экономист.

 

Источник: Белорусские новости

Read more...

Ермакова: Для деноминации не созрели условия

01-04-14-18По словам главы Нацбанка Надежды Ермаковой уровень инфляции пока не позволяет провести в Беларуси деноминацию.

Об этом она заявила в эфире телеканала ОНТ.

"Деноминацию желательно проводить, когда инфляция будет обозначаться однозначным числом, а не двузначным. То есть еще не созрели условия", - сказала глава Нацбанка.

Она считает, если деноминацию провести сейчас, то через некоторое время этот процесс придется повторить. Проводить деноминацию целесообразно, когда уровень инфляции будет ниже 10%.

В 2013 году инфляция в Беларуси составила 16,5%. В 2014 году она прогнозируется на уровне 11%. Однако уже в январе-феврале 2014 года инфляция составила 3,6%. По прогнозам Всемирного банка в 2014 году она будет выше 16%.

Ранее президент сообщал, что новые беларусские деньги уже отпечатаны, но вводить их пока рано. Надо дождаться, чтобы "экономика начала работать, чтобы была определенная стабильность"

"Вы требуете новую красивую валюту, потому что миллионы носить в кошельках тяжело, - сказал президент. - Придет время - мы это сделаем".

 

Источник: ЕвроБеларусь

Read more...

Прокопович: Проблему кредитов надо решать быстрее, чем мы решаем сейчас

01-04-14-09Получите 100% бонус на первый депозит. Минимальный депозит всего 100$

Проблему доступности кредитов в белорусских рублях для малого и среднего бизнеса нужно решить как можно быстрее.

Об этом заявил заместитель премьер-министра Петр Прокопович на выездном семинаре-совещании по вопросам развития малого и среднего предпринимательства.

Отвечая на вопрос о проблемах, которые мешают развитию малого и среднего бизнеса в Беларуси, Петр Прокопович отметил, что главным препятствием сегодня является недоступность кредитов в белорусских рублях. "Сегодня это сверхдорогие, спекулятивные белорусские кредиты, они не позволяют малым предприятиям развиваться. Эту проблему надо решать более быстрыми темпами, чем решаем сейчас. Остальные вопросы текущие, решаются на местном уровне", - сказал он.

Петр Прокопович отметил, что первые шаги уже сделаны. Нацбанк разрешил кредитование малого и среднего бизнеса в иностранной валюте. "Следующий шаг - сделать так, чтобы кредиты в белорусских рублях также были доступны. Нужно, чтобы стоимость кредита была рыночной, увязана с уровнем инфляции. Если инфляция составляет 15-16%, то ставки по кредитам не должны превышать 20%. Сегодня они в два раза выше. Это искусственное превышение", - сказал Петр Прокопович.

Он отметил также, что в сфере развития малого и среднего бизнеса в первую очередь нужно ориентироваться на привлечение белорусского капитала. "В Беларуси уже сложился целый класс солидных бизнесменов. Мы должны помочь им создавать больше новых предприятий и производств и тем самым создавать новую белорусскую экономику", - считает вице-премьер. Одновременно привлечение иностранного капитала также остается в числе приоритетов, но именно малый и средний бизнес привлекает иностранный капитал более эффективно, отметил Петр Прокопович. "У малых и средних предприятий более развиты деловые связи с зарубежными партнерами. Они реализует совместно с иностранными компаниями проекты, им нужны не такие большие суммы инвестиций, как крупным предприятиям. Однако в сумме количество инвестиций малых и средних предприятий даст больше, чем крупные предприятия", - отметил он.

Петр Прокопович коснулся также вопросов деятельности индивидуальных предпринимателей. "Глава государства поручил, чтобы оптовые рынки были созданы в каждом регионе. Это будет множество оптовых организаций, которые должны будут обеспечить потребности и населения, и предпринимателей. Для этого они должны обеспечить оптовые поставки и белорусских товаров, и тех импортных товаров, которых недостаточно в республике. Таким образом, мы сможем привозить товары, скажем, напрямую из Китая или Бангладеш, минуя российских или литовских посредников. Это удовлетворит потребности торговли и предпринимателей и значительно удешевит товары", - отметил Петр Прокопович.

 

Источник: Белорусский партизан


 

Read more...

Нацбанк не видит необходимости девальвировать рубль

04-03-14-36Текущая денежно-кредитная политика Нацбанка БР подразумевает отказ от всяких обещаний относительно динамики курса валют. Об этом заявил на IV международном форуме «Рынок капитала-2014» заместитель председателя правления Нацбанка Сергей Калечиц. Он отказался называть какие-либо цифры, хотя признал, что прогноз, заложенный в бюджете, уже скорректирован.

«Несомненно, у нас прогнозы есть, и эти прогнозы озвучивались при подготовке бюджета, поскольку туда закладывается курс доллара США, все текущие прогнозы, которые есть сегодня с учетом изменяющейся ситуации в мире, они незначительно отличаются от тех, которые заложены в бюджете», – сказал Калечиц.

Неверным оказался и прогноз на 2014 по ставке рефинансирования. Нацбанк будет стремиться выполнить заложенный в бюджет параметр, однако будет учитывать реальную ситуацию в экономике страны и государств-партнеров. «Надо понимать, что процентная ставка – это инструмент, а не самоцель», – заявил Калечиц.

"Та политика, которая проводится на сегодняшний день, полностью соответствует нашим фундаментальным факторам, обеспечивает сохранение конкурентоспособности с точки зрения всей экономики, учитывая интересы и экспортеров, и импортеров, а также интересы заемщиков, поскольку у нас значительный объем кредитов экономике выдан в инвалюте и какие-то серьезные колебания курса крайне негативно скажутся на таких заемщиках, - сообщил зампредседателя правления Национального банка. - Поэтому с точки зрения инструментов у нас на сегодняшний день есть все возможности продолжать такую политику, и какой-то необходимости ее менять мы не видим".

 

Источник: ex-Press.by


Read more...

Закупочные цены на сельхозпродукцию вырастут на 10%

04-03-14-33Закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, поставляемую в счет государственного заказа, в Беларуси в 2014 году вырастут примерно на 10%, сообщила сегодня заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Людмила Нижевич на пресс-конференции, посвященной подведению предварительных итогов работы межведомственной комиссии по реформированию агропромышленного комплекса.

Межведомственная рабочая группа подготовила пакет проектов нормативно-правовых актов по совершенствованию деятельности АПК Беларуси. Один из них предполагает изменение подходов ценообразования на продукцию сельского хозяйства. В частности, рассматривается возможность перехода на свободное ценообразование, обеспечивающее повышение доходности субъектов агропромышленного комплекса.

Людмила Нижевич обратила внимание, что закупочные цены регулируются государством только в отношении продукции, поставляемой в счет государственного заказа. "Госзаказ сформирован только на продукцию растениеводства, поэтому мы уже подошли к тому, что цены на продукцию животноводства у нас свободные, - сказала замминистра. - Но, понимая, что есть еще определенные ограничения по отпускным ценам, которые формируются на перерабатывающих предприятиях, в один момент повысить эти цены, конечно, невозможно".

В этой связи Министерство экономики разработало план повышения отпускных и закупочных цен в рамках согласованной агропромышленной политики и в целом кодификации международных соглашений, которые заключены в Таможенном союзе. "Согласно этому плану предполагается, что к концу 2014 - с января 2015 года мы перейдем на свободные отпускные цены", - отметила Людмила Нижевич.

Закупочные цены на продукцию, поставляемую в счет госзаказа (пока речь идет о ржи и сахарной свекле), в этом году предлагается повысить примерно на 10%. Такое повышение, по словам замминистра, будет произведено не в ущерб розничным ценам.

Параллельно с переходом на свободное ценообразование предусматривается определенная защита населения. В стране разработан механизм внутренней государственной помощи. Ежегодно в бюджете закладываются средства на оказание адресной поддержки социально незащищенным слоям населения.

"Наряду с разрабатываемыми документами в целях приведения нашего законодательства в отношении государственной поддержки села в соответствие с соглашениями по сельскому хозяйству ВТО, соглашениями по господдержке в ТС, разрабатываются положения, которые эти вопросы будут регулировать. Поэтому серьезного скачка не предполагается", - подытожила Людмила Нижевич.

 

Источник: БЕЛТА


 

Read more...

Миссия

Продвигать аналитику для информирования и выработки доказательной политики, адвокатировать развитие частного сектора.

Портал ЭКОНОМИКА.BY

О портале

For using special positions

https://ekonomika.by

For customize module in special position

https://ekonomika.by

Template Settings

Color

For each color, the params below will give default values
Blue Green Red Radian
Select menu
Google Font
Body Font-size
Body Font-family