wrapper

Новости - слайдер на главной

02-12-13-28Значительное увеличение тарифов на услуги ЖКХ для населения ожидается в скором будущем – такие планы содержатся в проекте прогноза социально-экономического развития на 2014 год. Предполагается, в частности, что тарифы на услуги ЖКХ в расчете на двухкомнатную квартиру, где проживают три человека, возрастут на 38%.

Такие непопулярные меры призваны снизить нагрузку на бюджет и на предприятия, которые сегодня несут значительную часть расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг для населения. В случае осуществления прогноза по итогам 2014 года население будет покрывать не 24%, как сегодня, а 35% стоимости коммунальных услуг.

О необходимости увеличения доли населения в оплате услуг ЖКХ говорится уже как минимум десять лет. В пользу такого развития событий приводится немало аргументов. В первую очередь речь идет о существенных расходах бюджета, направляемых на субсидирование жилищно-коммунального хозяйства. По итогам первых трех кварталов 2013 года расходы консолидированного бюджета Беларуси на финансирование ЖКХ составили 2,5% от ВВП. В соседних странах госрасходы на данные цели существенно ниже. Например, в 2011 году расходы консолидированного бюджета на ЖКХ в Латвии составляли 1,2%, в Польше - 0,9%, а в Литве – всего 0,3% от ВВП. Это означает, что у Беларуси есть значительный потенциал сокращения данных расходов.

К тому же тарифы на жилищно-коммунальные услуги для населения дотируются не только бюджетом, но и предприятиями в рамках перекрестного субсидирования. Схема довольно проста - предприятия оплачивают коммунальные услуги по тарифам, превышающим реальную стоимость услуг, чтобы частично компенсировать жилищно-коммунальным службам их потери от низких тарифов для населения. Страдает от этого конкурентоспособность предприятий как на внутреннем, так и на внешних рынках.

Помимо этого, выделение значительных дотаций на жилищно-коммунальные услуги приводит к искажению экономических стимулов: получая электричество, воду и газ по низким ценам, люди потребляют их в заведомо большем количестве, чем им требовалось бы в случае полной оплаты стоимости услуг. военная ипотека новостройки

Следует отметить, что эти искаженные стимулы действуют и в другом направлении. Значительные дотации позволяют системе ЖКХ не заботиться о повышении эффективности своей работы. Соответственно, затраты сектора оказываются существенно завышенными, и доводить тарифы до уровня этих затрат будет неверно. Ведь рост стоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства является болезненным для населения. Без повышения эффективности этого сектора последствия для материального положения белорусов могут оказаться чрезмерно высокими.

На сегодняшний день социальные субсидии в виде низких тарифов на жилищно-коммунальные услуги фактически не являются адресными. Основными получателями субсидий являются наиболее обеспеченные группы населения, поскольку именно они потребляют больше услуг, предоставляемых системой ЖКХ. Казалось бы, реформа в первую очередь должна ударить именно по ним. Однако проведенный Исследовательским центром ИПМ анализ возможных последствий реформ в социальной политике для благосостояния населения показал, что это не так. Дело в том, что на практике расходы на услуги ЖКХ имеют наибольшую долю в бюджете наименее обеспеченных групп населения. А значит, от повышения тарифов в большей степени страдают именно социально уязвимые группы. В наихудшем положении оказываются неполные семьи и одинокие люди, поскольку в их случае не удается сэкономить благодаря эффекту от масштаба, возникающему в домохозяйствах большей численности. Ощутимо ухудшается и положение пенсионеров, в особенности незанятых, поскольку расходы на жилищно-коммунальные услуги составляют существенную часть их располагаемых ресурсов.

Из этого следует вывод, что тарифы могут быть повышены лишь в случае принятия адресных компенсационных мер для защиты уязвимых групп населения. Частично такие меры в виде безналичных жилищных субсидий предусмотрены в проекте прогноза социально-экономического развития. Такие субсидии будут предоставляться городским домохозяйствам, в которых расходы на услуги ЖКХ и арендные платежи превышают 20% от доходов, и сельским домохозяйствам, если данные расходы для них превышают 15% от доходов. По данным проведенного Белстатом в 2012 году выборочного обследования домашних хозяйств, в условиях существовавших на тот момент тарифов за субсидией могло бы обратиться менее 2% населения. Однако если предположить, что тарифы возрастут вдвое, то на субсидию могли бы рассчитывать уже 13,8% населения. Гипотетический же рост тарифов в 4 раза позволил бы полностью оплачивать затраты на услуги ЖКХ за счет населения, однако это означало бы, что половина жителей страны могла бы претендовать на безналичные жилищные субсидии.

Получается, что, с одной стороны, в существующих условиях значительные жилищные субсидии предоставляются фактически всему населению страны, что неэффективно с точки зрения экономической политики и требует их замены на адресные субсидии с одновременным повышением тарифов. С другой стороны, учитывая незначительное социальное расслоение населения Беларуси, резкое повышение тарифов может вернуть нас к ситуации, когда адресная помощь потребуется большинству граждан, что сведет эффект от реформы к минимуму. Решение проблемы, очевидно, лежит в необходимости предварительного улучшения эффективности самого жилищно-коммунального хозяйства, что позволило бы снизить завышенные издержки сектора и масштабы необходимого увеличения тарифов.

 

Автор: Глеб Шиманович, экономист Исследовательского центра ИПМ

Источник: TUT.BY


 

Tagged under
  • ,

Leave a comment

Миссия

Продвигать аналитику для информирования и выработки доказательной политики, адвокатировать развитие частного сектора.

Портал ЭКОНОМИКА.BY

О портале

For using special positions

https://ekonomika.by

For customize module in special position

https://ekonomika.by

Template Settings

Color

For each color, the params below will give default values
Blue Green Red Radian
Select menu
Google Font
Body Font-size
Body Font-family