wrapper

Новости - слайдер на главной

Оценка программ и регулирующего воздействия

Минск готовится к экспансии на рынке комплектующих для холодильников

04-11-13-22Предложение Беларуси об удвоении пошлин на все компрессоры мощностью до 200 Вт для бытовых холодильников не прошло. Гендиректору ООО «БСХ Бытовые приборы» (подразделение Bosch and Siemens Home Appliances Group) Симону Хаузеру удалось донести до российских властей и наднациональных органов Таможенного союза (ТС) свою обеспокоенность этой идеей. В итоге Россия настояла на компромиссном варианте: пошлина повысится для значительно более узкого перечня холодильных компрессоров.

О том, что Беларусь предложила повысить ввозную пошлину на компрессоры для бытовых холодильников до максимально возможной ставки, Симон Хаузер узнал в начале этого года. «Но на территории ТС нет ни одного производителя компрессоров, готового удовлетворить требования по технологиям и качеству, предъявляемые производителями высококачественных современных энергоэффективных холодильников», — недоумевает он. Вместе с конкурентами он довел эту точку зрения до сведения российского Минпромторга и ЕЭК.

Власти пошли навстречу бизнесу. Старые пошлины в 5% сохранятся для большей части потребляемых российскими предприятиями компрессоров высокой энергоэффективности. Пошлина вырастет более чем вдвое (до 11,7%) только на компрессоры, до 160 Вт, аналогичные тем, что выпускаются Барановичским станкостроительным заводом (единственный производитель компрессоров для холодильников на территории ТС, входит в состав белорусского ЗАО «Атлант»). Впрочем, такие устройства используются для производства 30—40% российских бытовых холодильников, поэтому «Атлант» все равно получит возможность расширить экспансию на российский рынок.

Импортные комплектующие, помимо «БСХ Бытовые приборы», используют и другие российские производители холодильников: Indesit, ПО «Завод имени Серго», КЗХ «Бирюса», «СЭПО-ЗЭМ» и т.д. В случае принятия первоначального предложения Беларуси Indesit оценивал свои возможные потери в 90 млн руб. в год. «Такая ситуация была бы создана в условиях рынка, на котором постоянно сокращается доходность предприятий, а спрос оказывается намного ниже ожидаемого», — жаловались Минпромторгу в компании.

В Минпромторге, который проводил консультации с бизнесом по поводу повышения пошлин, достигнутым решением довольны. Оно не нарушает условия членства России в ВТО, заявил РБК daily замглавы Минпромторга Виктор Евтухов: «Оно соответствует нашим тарифным обязательствам. Согласно им, до 1 сентября 2014 года тарифы могут сохраняться на уровне 11,7%, затем с 2014 по 2015 год — до 8,3%, и только с 1 сентября 2015 года тарифная защита будет снижена до 5%». Не создаст это и условий для монополизации рынка «Атлантом». «Сейчас предприятия в основном работают с компрессорами, изготовленными в Китае по лицензии европейских производителей. Наше предложение позволит компаниям из ТС конкурировать с импортными производителями», — объясняет Виктор Евтухов.

Не видит рисков монополизации и руководитель антимонопольной практики Goltsblat BLP Николай Вознесенский. «Само по себе повышение пошлин еще ничего не значит», — говорит он, отмечая при этом, что цены на импортные компрессоры сейчас могут быть даже ниже белорусских, а тогда тем более не может идти речи о создании монопольных условий.

Решение действительно компромиссное, согласен директор по связям с общественностью ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) Антон Гуськов. «Атлант» — единственный производитель компрессоров на территории ТС, но, к сожалению, не всегда технические характеристики его продукции устраивают потребителей, — комментирует он. — С другой стороны, нужно защитить производство, которое есть на территории союза. Когда страны интегрируются, они платят какую-то цену за эту интеграцию». По мнению Антона Гуськова, хотя увеличение пошлины сделает дороже процесс производства (доля компрессора в себестоимости готового изделия — 11—15%), часть компрессоров все равно будет импортироваться. При этом он не ожидает роста цен на холодильники в рознице: «Холодильники не смартфоны, срок их обновления — около семи лет. Скорее всего, издержки производителей будут покрыты за счет их внутренних возможностей: кто-то сильнее оптимизирует производство, другие сократят инвестпрограммы».

Сами производители не уверены, что смогут компенсировать потери только за счет внутренней оптимизации. В Samsung сообщили, что могут повысить стоимость холодильников. Повышение цен прогнозирует и Симон Хаузер: «Полагаю, что воздействие этой меры ощутят и конечные потребители, ведь любой рост себестоимости в конечном счете увеличивает цену продукции».

В перспективе «Атлант» должен стать основным поставщиком компрессоров в Россию, говорят в Минпромторге. Чтобы достичь этой цели, белорусы уже начали расширять линейку выпускаемой продукции, в том числе повышенной энергоэффективности.

 

Автор: Алина Евстигнеева, Анна Левинская

Источник: РБК daily


 

Read more...

Белорусские НПЗ являются лучшими в странах ТС по технологическому уровню - российский эксперт

04-11-13-04Белорусские НПЗ являются лучшими в странах ТС по технологическому уровню. Об этом сообщил сегодня в Гомеле журналистам исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко.

Он принимает участие в международной конференции "Рынок нефтепродуктов: производство, экспорт, розница", которую с 31 октября по 1 ноября проводит ПО "Белоруснефть", передает корреспондент БЕЛТА.

Российские топливные трейдеры и независимые владельцы АЗС заинтересованы в постоянных поставках белорусского бензина. Система поставок топлива, которая сложилась в России, периодически приносит независимым владельцам автозаправочных станций определенные проблемы. "Нефтяные компании в первую очередь обеспечивают свои фирменные АЗС, а у нас возникают трудности. Вот почему для нас очень важно иметь альтернативный источник поставок топлива из Беларуси", - отметил он.

Кроме того, белорусские нефтеперерабатывающие заводы являются по технологическому уровню лучшими в странах Таможенного союза, считает глава Топливного союза. "Белорусский бензин проходит по всем показателям и требованиям, которые действует в наших странах. Если он будет поступать в достаточных объемах, независимые АЗС будут его покупать", - уверен он.

"Когда белорусский бензин ушел с российского рынка, у нас сразу нарушился баланс спроса и предложения. Дело в том, что россияне производят ровно столько бензина, столько потребляют. При прогнозируемом росте количества автомобилей на 5% за год в 2014 году производство бензина планируется увеличить на 1,5%, а дизельного топлива - на 1%. Получается дисбаланс. Поэтому поставки белорусского бензина могут уравновесить систему спроса и предложения", - отметил Григорий Сергиенко.

 

Автор: Валерий Сидорчик

Источник: БЕЛТА

 

Read more...

Чтобы жилье дешевело, строить надо больше

17-10-13-29В Минске отмечено снижение количества сделок на жилье на вторичном рынке, однако стоимость квадратного метра для обычного человека по-прежнему остается очень высокой.

Снижение количества сделок на вторичное жилье составило около 10%. Основной причиной этого стал отказ банков от выдачи льготного кредитов, что, в свою очередь, сказалось на финансовых возможностях потенциальных покупателей.

Как отметила в комментарии агентству «Минск-Новости» замдиректора по продажам на вторичном рынке жилья агентства недвижимости «Твоя столица» Светлана Куделко, на рынке вторичного жилья в Заводском и Октябрьском районах города, которые считаются самыми бюджетными в плане продаж, цены на однокомнатные квартиры начинаются примерно от 54 тыс. долларов, на двухкомнатные — от 65 тыс., на трехкомнатные — от 83 тыс. долларов.

Самым востребованным у покупателей остается жилье во Фрунзенском и Ленинском районах, а также в микрорайоне Серебрянка.

Во Фрунзенском районе цены на однокомнатные квартиры начинаются от 60 тыс. долларов, на двухкомнатные — от 72 тыс., на трехкомнатные — от 92 тыс. долларов. В Ленинском районе стоимость однокомнатных квартир стартует от 54 тыс. долларов, двухкомнатных — от 75 тыс., трехкомнатных — от 112 тыс. долларов. Цены на жилье в Серебрянке мало чем отличаются от цен Ленинского района. Разнятся только цены на однокомнатные квартиры — в Серебрянке они начинаются с 60 тыс. долларов.

Продление первой линии метро до спальных застроек прибавило популярности Московскому району. Там начальная стоимость однокомнатной квартиры составляет 62 тыс. долларов, двухкомнатной — 80 тыс., трехкомнатной — 98 тыс. долларов.

Приведенные цифры — цена предложения, которая при покупке, как правило, снижается процентов на пятнадцать, отметила Светлана Куделко. По ее мнению, рассчитывать на то, что цена квадратного метра резко упадет, не стоит. Снижение цен касается в основном дорогих квартир. Бюджетные варианты не будут быстро терять в цене.

Рынок остановился, потому что покупатели ушли, вот продавцы и вынуждены корректировать цены, пояснил в комментарии для Naviny.by председатель совета Белорусской ассоциации «Недвижимость» Николай Простолупов:

 «В сентябре-октябре количество сделок на вторичном рынке недвижимости было в два раза меньше, чем в июне-июле. 90% покупателей на вторичном рынке в Беларуси — это люди, которые являются одновременно и продавцами, и покупателями — продают одну квартиру и покупают другую. Теперь вот люди живут в своих старых квартирах и не хотят улучшать жилищные условия, так как из-за высоких цен не в состоянии доплатить разницу».

Вместе с тем с января 2013 года цены на квартиры в среднем увечились на 25%. Это очень много, учитывая, что в здоровой экономике средняя цена квадратного метра не должна превышать размер средней зарплаты по стране:

 «Возьмите Германию, Швецию — там как раз соблюдается такая норма. Наша цена порядка 1800 долларов при средней зарплат в столице чуть более 600 долларов не вписывается в мировую тенденцию. Наша проблема в том, что не хватает жилого фонда. Чтобы рынок стал нормально функционировать, жилой фонд, например, в Минске необходимо увеличить в два раза. Другими словами, нужно построить около 20 млн. квадратных метров жилья. Кроме того, существует проблема ветхости жилого фонда. В столице до сих пор люди в бараках живут, а через несколько лет возникнет вопрос, что делать с жильем, построенным в 50-е годы».

Николай Простолупов считает, что территорий под строительство жилья для минчан хватает. Так, в Генеральном плане Минска предусмотрено массовое строительство вокруг кольцевой дороги. «И этот план следует реализовывать», — уверен эксперт. Но этого не происходит. Специалисты, работающие в сфере недвижимости, ждут решения рабочей группы во главе с руководителем Администрации президента Андреем Кобяковым, которая рассматривает этот вопрос в числе других проблемных вопросов в строительной сфере.

 «Мы ждем результатов работы этой группы. В любом случае, для того, чтобы снизить цены, нужно резко увеличить количество строящегося жилья», — заключил Николай Простолупов.

 

Автор: Елена Спасюк

Источник: Белорусские новости

Read more...

В показателях подорожания бензина Беларусь обогнала все страны мира

17-10-13-25По данным агентства "РИА Рейтинг", в Беларуси с начала года бензин подорожал на 16,7%, в Норвегии – на 6,3%, в России – также на 6,3%. В Великобритании цены на бензин с октановым числом 95 снизились на 4,9%.

По данным агентства, стоимость 95-го бензина в Норвегии в пересчёте на российские рубли на начало октября 2013 г. в среднем составила 81,5 руб. за литр. На втором месте расположилась Италия - 76 руб. за литр бензина. В тройку лидеров также попала одна из ведущих нефтеперерабатывающих стран Европы – Нидерланды. Стоимость 95-го бензина в этом государстве на начало октября составила 75 руб. за литр.

Замыкает рейтинг Казахстан, где литр 95-го бензина стоил 29,5 руб. Перед ним расположилась Беларусь со стоимостью бензина на уровне 32,2 руб. за литр. Далее идёт Россия со средней ценой на 95-й бензин на уровне 32,7 руб. за литр.

Для сравнения, цена 95-го бензина в США в третьем квартале составила 31,6 руб. за литр. Стоимость бензина в Китае составила 39,6 руб. за литр. В Кувейте бензин стоил 7,4 руб. за литр.

 

Источник: Экономика и жизнь


 

Read more...

Как переломить ситуацию с экспортом

17-10-13-14Тревожные тенденции, наблюдающиеся сегодня в белорусской экономике, во многом связаны с ситуацией в экспорте. Беларусь является страной с открытой экономикой, и это означает, что внешняя торговля оказывает огромное влияние на внутреннюю ситуацию.

Сегодня дефицит торгового баланса является одной из основных причин нехватки валюты, что чревато дальнейшим обесценением белорусского рубля. Отсюда следует очевидный вывод – улучшение в экспортной сфере позволит стабилизировать ситуацию в целом.

Экономические власти, несомненно, понимают важность развития экспортной деятельности и даже предпринимают для этого определенные шаги. Однако пока ощутимых положительных результатов добиться не удалось. Для того, чтобы понять, почему так происходит, нужно посмотреть, как развивались события во внешней торговле в последние годы. В течение примерно десятилетия основные доходы от экспорта наша страна получала в трех отраслях – нефтепереработке и нефтехимии, торговле калийными удобрениями и черной металлургии. Длительное время ситуация на данных рынках складывалась удачным для Беларуси образом, что позволяло получать максимальные прибыли.

В чем заключались недостатки данной схемы, мы можем наблюдать сегодня – Беларусь оказалась чрезмерно зависимой от внешних шоков. Изменение условий поставок российской нефти и закрытие растворительного бизнеса привели к снижению доходов нефтехимии и нефтепереработки. Выход «Уралкалия» из Белорусской калийной компании и его заявления о намерении демпинговать на мировых рынках поставили под удар производство и продажу калийных удобрений.

«Перекос в сторону считанных сырьевых отраслей привел к тому, что не развивались производство и экспорт продукции, которая могла бы иметь успех на конкурентных рынках. Сегодня, когда возникли проблемы с экспортом в основных отраслях, выяснилось, что у нас огромный недостаток конкурентоспособных товаров, торговля которыми позволила бы покрыть возникший дефицит», — говорит эксперт Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра BEROC Катерина Борнукова. Она отметила, что постоянное получение государственных субсидий рядом других отраслей также привело к негативным результатам. К примеру, успехи пищевой промышленности во многом достигались благодаря оказанию господдержки сельскому хозяйству, где субсидии позволяли снижать себестоимость без внедрения новых эффективных технологий. «Эти предприятия находились в тепличных условиях и не предпринимали необходимых шагов для своего развития в то время как их конкуренты наращивали эффективность», — говорит Катерина Борнукова.

Сегодня сокращение государственных субсидий является неизбежным, что приведет к сокращению конкурентоспособности предприятий, которые ранее пользовались поддержкой. Это связано и с неблагоприятной ситуацией в экономике в целом, которая не позволяет отвлекать ресурсы на широкомасштабные субсидии, и с необходимостью присоединения к ВТО. Таким образом, единственным выходом из ситуации является скорейшее развитие предприятий, способных производить продукцию, которая могла бы завоевать конкурентные рынки.

Опрошенные нами эксперты сходятся в том, что залог успеха экспортера заключается в эффективности – то есть максимальном сокращении затрат на производство единицы продукции. «Необходимо снижение себестоимости продукции. Это можно сделать за счет применения современного оборудования и технологий, за счет современного менеджмента, а также за счет эффекта масштаба. Фактически это весь набор возможностей, который существует, и выбирать необходимо среди них», — говорит руководитель и собственник группы компаний «Онега» Сергей Метто.

При этом необходимо учитывать, что процесс создания успешных экспортных проектов является длительным. «Развитие экспорта – медленный процесс. Мой опыт работы на предприятиях, которые успешно реализовали экспортные проекты, показывает, что даже при самом удачном раскладе первые результаты будут получены через год. И это только при условии правильных системных действий. Так что рассчитывать на то, что удастся быстро залатать дыру в экспорте, не приходится», — говорит руководитель проекта Бизнес-Академия собственника Бизнес-школы ИПМ Максим Поклонский. Однако путь развития конкурентоспобных предприятий-экспортеров со временем позволит забыть о постоянной угрозе дестабилизации экономической ситуации по причине внешних шоков.

Хорошая новость заключается в том, что в Беларуси существуют предприятия, достигшие значительных успехов как экспортеры, и их опыт можно использовать для создания новых площадок. «В основном это частные компании, у которых уже есть необходимый опыт и компетенции. Многие из них готовы делиться своими знаниями и технологиями, ведь развитие национального экспорта выгодно всем нам», — уверен Максим Поклонский. По мнению эксперта, одной из основ устойчивого роста экспорта могла бы стать активная приватизация неэффективного госсектора. Ведь российский или европейский инвестор даст не только деньги, но и доступ к новым рынкам. Альтернативный вариант – создание государственно-частных партнерств по развитию наиболее перспективных отраслей. «Важно заинтересовать частный бизнес в участии в таком партнерствае. Все должно быть организовано на понятных и привлекательных условиях, с предоставлением надежных гарантий», — считает Максим Поклонский.

Для решения проблемы на государственном уровне необходимо определить отрасли, где уже есть или в ближайшее время могут быть достигнуты успехи. Надо сделать комплексный стратегический анализ соседних рынков, спрогнозировать, каким будет мир через 10 лет, и решить, какое место в нем может занять Беларусь. «Мы вполне можем составить конкуренцию китайским товарам в России и Европе. Доставка из Китая занимает не меньше двух месяцев, средние зарплаты там уже близки к нашим. Мы находимся близко к центральной части России и можем использовать это преимущество. Но для этого надо быть быстрым и эффективным. А это по определению не доступно госкомпаниям. Поэтому необходимо стимулировать средний частный бизнес на экспортную ориентацию», -- считает эксперт.

Катерина Борнукова подчеркнула, что «при хорошем управлении из существующей базы труда и капитала мы можем извлечь гораздо больше, чем мы имеем сегодня».

 

Автор: Ольга Томашевская

Источник:  TUT.by


 

Read more...

Семашко: Беларусь получит менее планируемого объема российской нефти

17-10-13-06Беларусь получит менее планируемого объема российской нефти, сообщил первый вице-премьер Беларуси Владимир Семашко 16 октября в ходе пленарного заседания Белорусского энергетического и экологического конгресса, передает БелаПАН.

«Ранее я говорил, что импортируем 23 млн. тонн нефти из России, но, скорее всего, этот объем будет меньше», — сказал Семашко.

Напомним, Беларусь планировала получить в течение 2013 года 23 млн. тонн российской нефти и в первом полугодии импортировала половину этого объема — 11,5 млн. тонн.

Однако после задержания летом в Минске гендиректора российского «Уралкалия» Владислава Баумгертнера представители правительства России заявили, что объем поставок нефти в Беларусь может быть снижен. Российская сторона предлагала ограничить объем поставок нефти в Беларусь 18,5 млн. тонн.

Белорусская сторона инициировала рассмотрение вопроса о поставках нефти на четвертый квартал 2013 года и на весь 2014 год во время заседания Союзного Совмина, которое было запланировано на 17 сентября, однако это заседание было перенесено на неопределенный срок.

По мнению экспертов, вопрос о поставках российской нефти в Беларусь вновь может быть рассмотрен 25 октября на заседании в Минске совета глав СНГ.

 

Источник: Белорусские новости

Read more...

Поставки белорусского калия через Клайпедский порт сократились в два раза

23-09-13-20Литовцы отмечают, что спрос на белорусские удобрения стал падать еще до начала белорусско-российского калийного конфликта.

Поставки белорусского калия через Клайпедский порт сократились в августе в два раза. Об этом сообщил директор по маркетингу и административным вопросам порта в Клайпеде Артур Друнгилас.

Он уточнил, что через порт Клайпеды отгружаются не только белорусские удобрения: есть российские и литовские. Но основу, конечно, составляют белорусские.

«В этом году объемы перевозок удобрений через наш порт снизились. В последний месяц снижение более значительное, конечно, но объемы отгрузок снижались с самого начала года. У нас цифры по сыпучим удобрениях, включая наши удобрения, российские и ваши белорусские. Снижение за прошлый месяц — на 54,7%. И это снижение в основном за счет калийных удобрений», — сообщил Артур Друнгилас.

 

Источник: Наша Ніва


 

Read more...

Кризис еврозоны сказывается на белорусском рынке автомобильных грузоперевозок

23-09-13-06За год международные перевозчики «привезли» в страну более миллиарда долларов! По данным Белорусской ассоциации международных автоперевозчиков (БАМАП), в 2012 году больше всего валюты в страну привлекли услуги автомобильного транспорта. При этом по автоперевозкам удалось сформировать второе по объему – после трубопроводного транспорта – положительное сальдо, которое в 2012 году составило $670,4 млн. Казалось бы, отрасль на подъеме и ничего не предвещает проблем. Тем не менее, даже самые быстроразвивающиеся на местном рынке компании опасаются некоторых тенденций, которые наметились в последнее время. Главная из них – тренд по снижению ставок фрахта.

По мнению экспертов «Дела», этот долгосрочный тренд сформировался не только в Беларуси, но и в России, Украине, странах ЕС. Причиной тому – кризисные явления, которые наблюдаются в еврозоне. Так, Франция, Испания и Италия продолжают погружаться в рецессию, Германия – стагнирует. Немного лучше обстоят дела у Великобритании, которая не входит в валютный союз. Французские предприятия с начала 2013 года демонстрируют худшие показатели за последние четыре года.

«Долгосрочный тренд по снижению ставок фрахта существует, и мы это ощущаем. Как на рынке автомобильных перевозок, так и на рынке контейнерных и морских перевозок мы заметили небольшое снижение. Не касается такая тенденция только железнодорожных перевозок. Там действуют другие, нерыночные принципы ценообразования… Одна из причин снижения – спад экономической активности не только в Беларуси, но и на всем постсоветском пространстве, и даже в Европе. Как следствие – предложение на нашем рынке стало превышать спрос, соответственно наметилась тенденция снижения ставок фрахта», – говорит заместитель директора по смешанным перевозкам группы компаний КРАФТТРАНС Сергей Богданович.

Спрос на услуги белорусских грузоперевозчиков и цена фрахта связаны не только с европейским кризисом. Есть причины «торможения» и внутри страны. Предложение на региональном рынке стало превышать спрос еще и потому, что за прошлый год резко увеличилось число компаний, желающих заниматься грузоперевозками. «Белорусы известны своими транспортными компаниями c большим опытом и солидной репутацией в сфере грузоперевозок. Со своей стороны, мы можем судить об этом хотя бы по тому, как аккуратно белорусские клиенты Volvo Trucks вносят лизинговые платежи за технику. Сейчас же можно по дешевке купить старый грузовик и выйти на транспортный рынок. «Порог входа» стал значительно ниже, в результате много неопытных, непрофессиональных перевозчиков пришло в эту сферу. И своим непрофессионализмом они ставят под удар устоявшийся имидж белорусских перевозчиков», – считает Питер Эрикссон, глава представительства Volvo Trucks в Беларуси.

Анализируя ситуацию, не стоит забывать и о том, что вступление Беларуси в состав Таможенного союза принесло местным перевозчикам не только преимущества, но и ряд проблем, многие из которых – родом из прошлого.

Подробнее об этом читайте в свежем номере журнала «Дело», главная тема которого – «Транспорт и логистика».

 

Источник: Дело


 

Read more...

Миссия

Продвигать аналитику для информирования и выработки доказательной политики, адвокатировать развитие частного сектора.

Портал ЭКОНОМИКА.BY

О портале

For using special positions

https://ekonomika.by

For customize module in special position

https://ekonomika.by

Template Settings

Color

For each color, the params below will give default values
Blue Green Red Radian
Select menu
Google Font
Body Font-size
Body Font-family