wrapper

Новости - слайдер на главной

Оценка программ и регулирующего воздействия

Количество клиентов частных медицинских центров увеличилось на 30-50%

18-02-13-13За последние три года рынок медицинских услуг в Беларуси сделал несколько важных шагов вперед. Частичная либерализация позволила медцентрам повысить рентабельность своих услуг и получить ресурсы для дальнейшего развития. Похоже, простая истина о том, что частная медицина – не конкурент, а помощник государственного здравоохранения, которую представители медицинского бизнеса два десятилетия пытались донести до чиновников, наконец, услышана.

Во-первых, отменен НДС на оказание медицинских услуг. Собственно, это произошло еще в 2010 году. Однако то решение стало первым значительным «послаблением» для частного сектора в здравоохранении, к тому же имевшим самый позитивный эффект. Суть проблемы состояла в том, что медцентры, не имевшие значительного входящего НДС (поскольку приобретение медицинского оборудования и материалов освобождено от этого налога), были вынуждены «накручивать» НДС на свои услуги, что сказывалось на их цене и, в конечном счете, на конкурентоспособности частной медицины. Отмена налога позволила снизить цены на отдельные услуги, что обеспечило приток клиентов в медцентрах на 30-50%.

Во-вторых, вскоре после выхода Директивы №4 для медицинских центров стало необязательным использование Единой тарифной сетки (ЕТС) при оплате труда сотрудников. Это позволило им легально повысить зарплаты врачам и медицинскому персоналу.

В-третьих, в отрасли значительно упростилось ценообразование. Пожалуй, это один из самых важных шагов вперед в развитии цивилизованного медицинского рынка. Из 2700 услуг, которые оказываются клиентам медицинских учреждений, примерно 40% освобождены от жесткого государственного контроля. Хотя этот вопрос до конца не решен, такого безобразия, как раньше, когда вопреки всем девальвациям государство запрещало медцентрам повышать рублевые цены почти 4 года (!), уже нет. В частности, перед Новым годом Минздрав дал «добро» на повышение цен на большинство контролируемых услуг на 25-30%.

В-четвертых, юридические лица наконец-то получили возможность оплачивать лечение и оздоровление своих сотрудников в медицинских организациях всех форм собственности без уплаты взноса в ФСЗН. На этот счет есть официальное разъяснение за подписью Управляющего Фондом Л.Т. Бачило №11-08/3325 от 16 октября 2012г., где прямо указано: «На суммы расходов работодателя по оплате оказанных работникам медицинских услуг (в том числе лечения) взносы на государственное социальное страхование не начисляются». По значимости это также важнейшее решение – тот факт, что оплата лечения сотрудника больше не приравнивается к заработной плате, фактически развязывает предприятиям руки.

– Хотя нам и удалось многого добиться, чтобы негосударственная медицина смогла развиваться в долгосрочной перспективе, быть интересной для инвесторов (в т.ч. зарубежных), нужно завершить либерализацию в отрасли, – уверен председатель Совета учредителей СП «Экомедсервис» Владимир Коява.

Речь идет об окончательной отмене ограничений в области ценообразования для негосударственных медицинских центров, а также подоходного налога на суммы, уплаченные юрлицами за лечение своих сотрудников, предоставлении налоговых вычетов на суммы средств, потраченных на лечение физлицами и ряде других мер. По мнению экспертов журнала «Дело», если государство примет эти предложения частного бизнеса, то доля частной медицины в стране уже в ближайшие несколько лет может достичь 15-20%, а оборот – около Br10 трлн. в год. Это наверняка привлечет в отрасль инвесторов как из России, так и из европейских стран.

Подробнее об этом читайте в свежем номере журнала «Дело», главная тема которого – «Белорусский экспорт». А из рубрики «Личный капитал» вы сможете узнать, какие вложения в Беларуси являются самыми доходными.

Источник: Дело

Read more...

При стопроцентной оплате коммуналки типовая двушка обошлась бы почти в 2 млн рублей

13-02-13-14Давайте представим: наступил 2016 год. И мы с вами начали возмещать 100 процентов затрат на коммунальные услуги. Так предусмотрено Программой развития ЖКХ до 2015 года. Любопытно, сколько это? Можно прикинуть. Полный комплекс услуг для среднестатистической двухкомнатной квартиры 48 квадратных метров с тремя жильцами обходится сейчас 249,6 тысячи рублей, летом — 167,2 тысячи. С существующими дотациями и перекрестным субсидированием. Суммы покрывают соответственно 13,1 и 17,7 процента себестоимости. Следовательно, если убрать субсидии, содержание двушки зимой реально стоит примерно 1 миллион 905 тысяч рублей, а летом — 945 тысяч. При средней зарплате в декабре 4 миллиона 741 тысяча рублей среднестатистической семье (работающие папа, мама, а также ребенок) процентов 20 общего дохода пришлось бы отдать за жилье сейчас, летом полегче — 10 процентов.

Не нонсенс. Так платит Европа. Получается, вопрос лишь в том, как за три года сделать уход от дотаций безболезненным и плавным. И первый шаг уже сделан — дифференцированные тарифы на электричество и газ для отопления. Чтобы граждане, так сказать, постепенно привыкали к новым реалиям. Однако, думаю, не все так однозначно. Минчане, особенно те, кто проживает в относительно современных мапидовских домах со стеклопакетами, с новыми нормами теплопотерь, уже и сегодня могли бы оплатить полную себестоимость услуг. При условии, что они укладываются в нормативы по расходу воды и электроэнергии и их квартиры не по 100 метров, как у нас размахнулись строить несколько лет назад. Какие бы вышли цифры?

Для пущей убедительности взяла несколько реальных жировок знакомых новоселов. Пересчитала по затратам, которые называют экономически обоснованными. Вот что у меня получилось. Проживание в однокомнатной квартире 37 метров одному жильцу обошлось бы примерно в 600 тысяч. Сейчас платит 120 тысяч рублей. В 5 раз меньше. Трехкомнатная 70 квадратных метров с тремя жильцами — подороже, 1 миллион 100 тысяч. Цифры на сегодня — 300 с лишним тысяч рублей. Напомню, средняя зарплата по Минску в декабре — 6 миллионов 286 тысяч рублей. Могут заплатить? Теоретически да.

Но есть нюансы. Больше 40 процентов доходов наш среднестатистический гражданин отдает на продукты питания, которые, кстати, регулярно и в первую очередь дорожают. Следовательно, если он еще и 20 процентов дохода потратит на "коммуналку", то кто будет покупать мебель, бытовую технику, одежду и обувь, ходить в театры, кафе и рестораны? Не уверена, что все это подешевеет. Станут ли семьи в таких условиях задумываться о втором ребенке? А пенсионеры? Мыслимы ли для них такие суммы в жировках? Их у нас 2,5 миллиона. А получатели адресной социальной помощи? Еще около 300 тысяч. В основном семьи с детьми. Да и вообще, работающими числятся менее половины жителей страны. Трудятся, к слову, не всегда эффективно. На днях меня чуть не четвертовали читатели из глубинки, когда озвучила цифру средней зарплаты по стране в декабре. Люди звонили и утверждали, что на их заводах и фермах больше 2,5 или 3 миллионов в месяц не платят.

Это тоже надо учитывать. В стране еще хватает нерентабельных предприятий, которые не могут платить достойную зарплату, держат лишнее количество работников. То есть, когда "коммуналка" вырастет и окупит 100 процентов затрат, все эти люди придут в социальные службы за адресной помощью. И не получится ли в итоге то же самое субсидирование, только сопровождаемое стрессом и нервными срывами? Значит, зарплаты и пенсии тоже должны быть, как в Европе. Синхронно с тарифами. Но умеем ли мы так же эффективно работать? Не потеряем ли тут же эффект дешевой рабочей силы в цене своих товаров и где будем их тогда продавать?

Кроме того, далеко не все живут в новых, добротно построенных домах. Многие — в старых, где зимой приходится включать обогреватели, чтобы не мерзнуть. Затраты на содержание такого жилья будут значительно выше. Надо бы прежде их как–то привести в соответствие. А коммерческие новостройки? Там тоже не все гладко. Если государственные тресты и строительные компании жилье сдают с приборами поквартирного регулирования и учета тепла и практически все ЖЭСы установили датчики движения в подъездах, чтобы лампочки не горели сутками, то, представьте себе, дорогое коммерческое жилье очень часто вводится в эксплуатацию и без счетчиков тепла, и без датчиков. Даже если проектом они предусмотрены, коммерсанты составляют договоры с дольщиками так, чтобы сэкономить. Тут по классику: нет такого преступления, на которое не пошел бы бизнес ради прибыли. Ведь каждый прибор учета тепла — 100 евро. Следовательно, внешне эффектные высотки с подземными гаражами и консьержами далеко не всегда энергоэффективны: наматывают киловатты, гигакалории и суммы в жировках.

И еще хорошо бы пройтись по себестоимости затрат наших монополий. Пусть для начала хотя бы обнародуют ее водоканалы и энергосбыты. А то ведь тайны хороши только в шпионских романах. А в таком щепетильном деле, как коммунальная услуга, все должно быть открыто и прозрачно.

2

Автор: Аэлита Сюльжина

Источник: Советская Белоруссия

 


Read more...

Электрическое нововведение: что же это будет

13-02-13-11С 1 февраля 2013 года в Беларуси введена дифференцированная плата за электроэнергию и газосабжение. Теперь установлена трёхступенчатая система тарифов в зависимости от объёмов потребления электроэнергии и газа.

Рассмотрим нововведение на примере трёх категорий квартир: с электроплитами, без электроплит, без электроплит и без снабжения природным газом.

В первом случае, если граждане употребляют в месяц до 250 кВт*ч электроэнергии, то оплата расчитывается по тарифам, которые установило законодательство (324,9 руб. за кВт*ч).

Если потребление составляет от 250 до 400 кВт*ч, то расчёт производится по законодательным тарифам  с повышенным коэффициентом 1,3 (422,4 руб. за 1 кВт*ч).

Если энергопотребление превышает выше 400 кВт*ч, то используются тарифы, которые обеспечивают полное возмещение экономических затрат (841,7 руб. за 1 кВт*ч).

В жилых домах без электроплит  при использовании электроэнергии до 150кВт*ч в месяц, оплата составит 382,4 руб. за 1 кВт*ч. При потреблении от 150 до 300 кВт*ч - 497,1 руб. за 1 кВт.ч. Если же в месяц использовать более 300 кВт*ч, то тарифы составят 841,7 руб. за 1 кВт*ч.

Если в квартире нет электрической плиты, систем централизованного горячего водоснабжения и снабжения природным газом, то при месячном потреблении до 300 кВт*ч с 1 февраля 2013 года тарифы составят 382,4 руб. за 1 кВт*ч. В том случае, если в месяц семья потребляет свыше 300 кВт, то оплата будет производится по тарифам, установленным законодательством с учётом повышенного коэффициента 1,3, т.е. 422,4 руб. за 1 кВт.

По словам заместителя генерального директора по сбыту  РУП"Минскэнерго" Юрия Евгеньевича Мишука, подобное новведение ориентировано на снижение роста потребления электроэнергии:

- Когда стоимость становится выше, то потребление продукта снижается. В помощь гражданам в экономии энергопотребления мы разработали памятку, которая называется “Советы по рациональному использованию энергии, которые сэкономят ваш семейный бюджет”. В ней содержаться рекомендации, с помощью которых граждане смогут здраво распланировать свои затраты на электроэнергию, - рассказал представитель ведомства.

Как сэкономить?

Как быть, если сегодня всё в нашей квартире зависит от электричества? Стиральная и посудомоечная машины, чайник, компьютер и микроволновка, да и просто освещение в комнатах… С введением дифференцированной оплаты затраты на электроэнергию могут значительно возрости. Давайте подумаем, как можно сэкономить.

Один из главных способов – это замена обычных лампочек на энергосберегающие. Таким образом можно сэкономить около 800 кВт*ч в год. А если выключать бытовые приборы из сети, то сберечь возможно около 200 кВт*ч в год.

Также нужно рационально использовать бытовую технику. Например, расход электроэнергии увеличивается, если класть в холодильник теплые продукты или допускать образование толстого слоя льда в морозильнике.

С умом нужно использовать и электрическую плиту. Если размер посуды не соответствует размеру конфорки, то расход электроэнергии составит на 5-10% больше. Посуда с искривленным дном и вовсе может увеличить на 50% потребление электричества.

Кроме того, некоторые специалисты советуют гладить недосушенное бельё. Пересущенное требует более горячего утюга и соотвественно большего энергопотребления.  А при использовании пылесоса необходимо почаще освобождать пылесборник. Если он  заполниться даже на треть, то всасывание ухудшится на 40%, а значит расход электроэнергии увеличится.

Нежелательно оставлять зарядное устройство для ноутбука или телефона включенным в розетку просто так. Электричество оно всё равно потребляет, тратя его на собственный нагрев.

Кроме того, думать об энергопотреблении нужно и при покупке бытовой техники. Вы знали, что существует целых 7 классов энергоэффективности? Такой классификации подвержены:

стиральные машины,

посудомоечные машины,

кондиционеры,

холодильники.

Правда, экономия от использования энергоэффективных приборов не слишком велика, но ведь не даром говорят, что копейка рубль бережет.

На сайте РУП «Минскэнерго» филиала «Энергосбыт» можно найти памятку “Как сэкономить 1000 кВт*ч в год?”.

 

Источник: Ежедневник

Read more...

Декабрьская зарплата превысила $1000 в 6 видах экономической деятельности

05-02-13-32Номинальная начисленная средняя заработная плата работников Беларуси в декабре 2012 года составила $552,2 в эквиваленте, сообщили корреспонденту БЕЛТА в Министерстве труда и социальной защиты.

По словам специалистов, с начала 2012 года заработная плата работников в долларовом эквиваленте постоянно повышалась. Так, в январе она равнялась $342,9; в марте - $389,8; в июне - $449,9; в сентябре - $484,2.

В декабре 2012 года средняя заработная плата работников превысила $500 в 40 из 58 основных и второстепенных видов экономической деятельности. Например, в промышленности этот показатель составил $614,6; в строительстве - $648,4.

Заработок в размере от $700 до $1000 получали работники в 11 видах экономической деятельности. Так, в химическом производстве - $854,2; в производстве резиновых и пластмассовых изделий - $803,1; на железнодорожном транспорте - $701,4.

Свыше $1000 была зарплата работников в 6 видах экономической деятельности. Например, у работников, занятых деятельностью, связанной с вычислительной техникой, она составила $1585; транспортированием по трубопроводам - $1420,2; производством кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов - $1168,2; деятельностью воздушного транспорта - $1078,3.

По статистическим данным, номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников в 2012 году увеличилась на 94,1% к уровню 2011 года (при прогнозе - на 71,4-72%) и составила Br3740,1 тыс., в том числе в декабре - Br4741,3 тыс.

В бюджетной сфере за 2012 год среднемесячная заработная плата возросла на 86,7% (при прогнозе - на 69,8-70%) и составила Br2976,8 тыс., в том числе в декабре - Br3586,6 тыс., или $417,7 в эквиваленте.

Реальная заработная плата в целом по республике в 2012 году по сравнению с 2011 годом увеличилась на 21,9% (прогноз на 2012 год - на 4-4,2%), в том числе работников бюджетной сферы - на 17,3%.

 

Автор: Елена Прус

Источник: БЕЛТА


 

Read more...

Большинство белорусов будут платить за электроэнергию по минимуму

05-02-13-03Около 80% белорусов вкладываются в нижнюю границу дифференцированной системы оплаты электроэнергии и будут оплачивать электричество по базовому социальному тарифу. Об этом заявил генеральный директор ГПО "Белэнерго" Алексей Ширма в "Актуальном интервью" телеканалу "Беларусь 1", сообщает корреспондент БЕЛТА.

"Если посмотреть, сколько в среднем потребляется кВт.ч в месяц одним абонентом, то эта цифра составляет 112 кВт.ч. А при дифференцированной системе оплаты нижняя граница для абонентов с газовыми плитами - 150 кВт.ч в месяц, с электрическими - 250 кВт.ч. По статистике, 78% абонентов вкладываются в указанную первую норму, которая будет оплачиваться по базовому социальному тарифу", - отметил руководитель "Белэнерго".

Свыше 300 кВт.ч в месяц в домах с газовыми плитами и свыше 400 кВт.ч в месяц в домах с электрическими плитами в Беларуси потребляют только 3% бытовых абонентов. Доля этих абонентов в общем объеме потребляемой населением электроэнергии составляет 12%. Абонентов, которые будут платить за электроэнергию с повышающим коэффициентом 1,3, насчитывается 18-19%.

В Беларуси перекрестное субсидирование оплаты населением электрической и тепловой энергии в сумме составляет более $1,1 млрд , или свыше Br9 трлн , отметил Алексей Ширма. "Это очень большая цифра, которая бременем ложится на наши промышленные предприятия и в конечном итоге влияет на конкурентоспособность продукции", - подчеркнул гендиректор. По его словам, в соседних европейских странах, Латвии, Эстонии, население платит за энергию в 1,5 раза больше, чем промышленность, в Швеции, Дании - до 3-3,5 раза больше. В Беларуси же население платит за энергию в 4 раза меньше промышленности. При этом стоимость электроэнергии в европейских странах гораздо выше, чем в Беларуси.

Понимая важность ликвидации таких ценовых диспропорций, белорусское правительство в своих программных документах о деятельности на 2011-2015 годы утвердило поэтапное повышение уровня возмещения населением затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг до 60% с доведением его в 2015 году по отдельным видам услуг, в том числе по услугам электро- и газоснабжения, до уровня себестоимости.

Введение дифференцированных тарифов направлено на рациональное использование электроэнергии в быту, повышение ритмичности платежей за электроэнергию. "Два года мы работали, изучали системы оплаты, которые есть в других государствах. Были близки к тому, чтобы ввести дифференцированную систему не только от объемов потребления, но и в зависимости от количества зарегистрированных жильцов в жилых помещениях. Провели общественное обсуждение. Анализ этих результатов показал, что только 1% всех обратившихся был категорически против каких-либо изменений и повышения тарифов на электрическую энергию. Около 90% отметили, что электроэнергия - очень важная составляющая комфорта каждого гражданина, она должна поставляться в необходимом объеме, и ее цена должна соответствовать затратам", - констатировал Алексей Ширма.

 

Источник: БЕЛТА


 

Read more...

Что мешает альянсу МАЗа и КАМАЗа

28-01-13-11Руководство ОАО «КАМАЗ» теряет интерес к Минскому автозаводу из-за затягивания правительством Беларуси сроков создания альянса двух предприятий.

— Все в стадии разговоров, когда ходят вокруг одного и того же вопроса достаточно долго. У меня, конечно, достаточно терпения, чтобы его продолжать, но интерес к этой теме падает, — заявил «Интерфаксу» генеральный директор ОАО «КАМАЗ» Сергей Когогин, являющийся также главой подразделения госкорпорации «Ростех» «РТ-Авто».

Россияне не хотят рисковать большими деньгами

Директор по исследованиям «Либерального клуба» Евгений Прейгерман считает, что

руководитель КАМАЗа таким образом дает понять белорусскому правительству: становиться на колени ради МАЗа россияне не будут.

— Очевидно, что интерес в объединении есть у обеих сторон. Для МАЗа слияние с КАМАЗом означает новое технологическое развитие, совместный выход на рынки. Но есть барьеры, которые никак нельзя преодолеть. Лукашенко против передачи активов МАЗа и настаивает на совместном управлении. Однако при таком подходе в любой момент, как в случае с «Коммунаркой» и «Спартаком», может произойти национализация предприятия. Понятно, что россияне не хотят рисковать большими деньгами, — отмечает эксперт.

По его словам, сейчас много разговоров о том, что у КАМАЗа больше производственных мощностей, а у МАЗа — выше интеллектуальный и научный потенциал. Хотя россияне могут решить проблему «недостающих мозгов», переманив к себе специалистов МАЗа.

— При слиянии были бы плюсы и для одних, и для вторых: не надо конкурировать между собой, можно выстраивать общую производственную, сбытовую политику. Но белорусская сторона опасается, что россияне заберут завод и помашут ручкой, а руководство КАМАЗа, видимо, боится какого-то «бзика» Лукашенко, и тогда проект накроется «медным тазиком». Все это не дает двигаться дальше к созданию альянса, —полагает Евгений Прейгерман.

Водители на Западе не привыкли лежать под машиной и ее чинить

Экономист Лев Марголин не исключает, что проект «МАЗ-КАМАЗ» так и не смогут осуществить .

— Тянуть до бесконечности нельзя. Россиян интересует прежде всего конструкторская школа, которая сохранилась на МАЗе. Кроме того, объединяться лучше с людьми, с которыми нет языкового барьера. Но если это дело волынить до бесконечности, то, конечно, интерес рано или поздно пропадет, — считает эксперт.

По мнению экономиста, КАМАЗу придется искать альянс с каким-то другим предприятием.

— И таковые найдутся, учитывая возможности российского рынка. Там и сегодня есть определенная доля иностранного инвестора, ее можно увеличить, найти других партнеров. Так что, для россиян свет клином на МАЗе не сошелся. С другой стороны, такие заявления Когогина могут быть и дипломатическим маневром, чтобы подтолкнуть белорусскую сторону к более решительным действиям, — отмечает эксперт.

— Если у МАЗа такие хорошие «мозги», то почему престижнейшее мировое ралли «Дакар» выигрывает команда «КАМАЗ»?

— В этом деле очень много зависит от финансирования. Для создания команды, автомобилей, способных побеждать в мировых гонках, требуются очень большие деньги, которые МАЗ, видимо, не выделяет. Вообще, сегодня возможности МАЗа весьма скудные, потому что в грузовом автомобилестроении развивать свой бренд очень сложно. Нужно иметь мощную товаропроводящую, сервисную сети, а это очень дорого. Поэтому даже европейские бренды, например, Volvo, Iveco, стараются вступать в альянс с другими, пытаясь сократить расходы на обслуживание своего экспорта. В последние годы количество стран, которые закупают наши грузовики, неизменно сокращается. Если мы не найдем серьезного стратегического партнера, то не исключено, что очень скоро они вообще никому не будут нужны.

— Но у Беларуси же был проект «МАЗ – MAN»…

— Он и сейчас есть, но очень ограничен: некоторое количество МАЗов просто комплектуется двигателями MAN. Для немцев это обычный экспортный проект, а для нас ничего не дает в плане экспортных возможностей, поскольку никаких дополнительных рынков не открывает. Это, конечно, улучшает качество «МАЗа», позволяет выходить с ним на другие рынки, но не снимает проблем с товаропроводящей и сервисной сетями. На Западе привыкли, что если с машиной произошла поломка, то в пределах 20-30 километров можно приехать в сервисный центр и отремонтировать. Если таких возможностей нет, то продавать автомобили, особенно грузовики, достаточно проблематично. Там водители не привыкли лежать под машиной и самостоятельно чинить, отмечает Лев Марголин.

 

Автор: Геннадий Косарев

Источник: Завтра твоей страны


 

Read more...

Минфин советует директорату умерить бюджетный аппетит

21-01-13-21Министерство финансов не собирается финансировать в полном объеме из бюджета модернизацию белорусских госпредприятий. Об этом 21 января заявил замминистра финансов Максим Ермолович на пресс-конференции в Минске.

"Получить деньги из бюджета - это самый простой путь. Но в будущем бюджет будет оказывать поддержку только в части субсидирования процентных ставок по кредитам", - сказал Ермолович. Вместе с тем он полагает, что "основные усилия по поиску ресурсов для проведения модернизации должны быть возложены на менеджмент предприятия". По словам чиновника, директорату необходимо "вести работу по разработке более эффективных бизнес-планов". "Им стоит более активно прорабатывать вопросы по привлечению кредитных линий как от банков-резидентов, так и банков-нерезидентов Беларуси. Рассматривать вопросы отсрочки и рассрочки платежей по поставке технологического оборудования", - сказал Ермолович.

По словам замминистра финансов, "сегодня у самих предприятий намного больше резервов, чем эти резервы есть у бюджета". "На 2013 год объем новых кредитов экономике предусмотрен в районе 40 трлн рублей. Предприятия зарабатывают прибыль порядка 100 трлн. Это уже больше, чем республиканский бюджет", - аргументировал Ермолович. Он рекомендовал управленцам "активнее вовлекать в хозяйственный оборот неиспользуемое имущество". "Уже сегодня на этих площадях можно при минимальных затратах запускать новое производство либо привлекать инвесторов, чтобы они это делали", - полагает замминистра. Кроме того, Минфин и Минэкономики "создали такой инструмент, как инвестиционные фонды, с помощью которых нескольким предприятиям можно объединять часть своей прибыли на уровне министерства для реализации крупных проектов". Есть также возможность "открывать кредитные линии в зарубежных банках для приобретения дорогостоящего высокотехнологического оборудования".

Напомним, что власти Беларуси вынашивают масштабные планы по модернизации госпредприятий в 2013-2015 годах. На пресс-конференции 15 января Александр Лукашенко заявил, что массовой модернизации не будет, "это нам не надо". В правительстве, по его словам, разрабатывается план на 12-15 проектов модернизации. "Я им сказал - 15 проектов. За каждый проект отвечает руководитель органа власти, на территории которого находится предприятие, вот 15 проектов, вот деньги: головой отвечаете, срок - два года", - поделился планами Лукашенко. "Надо отремонтировать цех и поставить новое оборудование. Вот потеплеет немного весной - и начнем модернизацию", - добавил он.

Вместе с тем в конце прошлого года правительство Беларуси определило показатели эффективности развития для 750 предприятий Беларуси на 2013-2015 годы. До них доводятся задания по выручке от реализации продукции и определенному уровню добавленной стоимости в расчете на одного среднесписочного работника на каждый год до 2015 года. Без дополнительных бюджетных вливаний добиться поставленных показателей будет сложно.

Ранее сообщалось, что на 2013 год запланирован максимальный за всю историю Беларуси объем инвестиций - 182,4 трлн рублей, или в эквиваленте 20 млрд долларов, из которых доля кредитов банков должна составить не менее 23%, или 42 трлн. С учетом высоких процентных ставок по кредитам в проекте бюджета на 2013 год запланированы необходимые средства для их удешевления. Все предприятия, которые имеют окупаемый проект и реализуют планы комплексной модернизации, будут иметь доступ к ресурсам для удешевления процентных ставок. Как отмечал премьер-министр Михаил Мясникович, с учетом прогноза по ставке рефинансирования на 2013 год средств, запланированных в бюджете, достаточно, чтобы прольготировать порядка 40 трлн рублей кредитных ресурсов, то есть покрыть весь плановый объем прироста требований банков к экономике.

 

Источник: TUT.BY


Read more...

Минсктранс: Увеличение цен на топливо означает серьезные финансовые проблемы

18-01-13-04Концерн «Белнефтехим» в ночь на 16 января объявил о первом в нынешнем году повышении цен  на автомобильное топливо. Подорожание составило от 4% до 6,7%. Одними из первых подорожание ощутили транспортники.

Для сферы общественного транспорта увеличение цен на топливо означает серьезные финансовые проблемы.

Как рассказал Naviny.by источник в «Минсктрансе», теперь на предприятии решается вопрос, какие платежи можно перенести на март. Опыт показывает, что оперативно дополнительные средства, которые должны компенсировать разницу в цене топлива, получить не удастся.

Дело в том, что 64% расходов на топливо для общественного транспорта Минска оплачивается из городского бюджета, а все остальные расходы покрываются за счет продажи билетов на проезд. За заработанные на проездных документах средства также приобретаются запчасти, инструменты, оборудование и так далее. Теперь какое-то время с текущими закупками будет сложнее: «Придется поджаться, что-то не купить, что-то перенести на поздний период».

Между тем «Минсктрансу» приходится поджиматься фактически всю зиму, особенно в период снегопадов, когда из-за недостаточно хорошо убранных дорог существенно вырастает объем использованного транспортом топлива — до 150 тонн дизеля в день вместо 105 тонн на нормальных дорогах. Разницу бюджет не компенсирует, предприятию приходится возмещать убытки за собственные средства: «Нам никто не добавлял за перерасход топлива».

До подорожания за тонну топлива «Минсктранс» платил 9 109 920 рублей, а теперь 9 585 480 рублей. Соответственно, ежедневно за каждую тонну «Минсктранс» платит на 475 560 рублей больше, чем раньше. Ежемесячные расходы на топливо, таким образом, увеличились более чем на миллиард рублей.

В «Минсктрансе» говорят, что для оздоровления ситуации на транспорте нужно увеличивать тарифы на проезд, себестоимость которых уже сегодня в два-три раза больше, чем платит население.

Однако чтобы повысить тарифы, чиновникам одной структуры приходится обивать пороги кабинетов чиновников других структур. И чаще всего, безуспешно, так как при принятии таких решений учитывается не только экономическая целесообразность, но и общественные настроения, и обстановка в стране в целом.

В скором времени, опасаются транспортники, повысить тарифы навряд ли удастся, ведь недавно увеличились тарифы на перевозки железнодорожным транспортом внутри страны. И это означает, говорит наш собеседник, что ответственные ведомства побоятся увеличения напряженности в обществе.

В таких условиях потенциал для улучшения ситуации в сфере городского транспорта реально ограничен, считает экономист Дмитрий Бабицкий.

«Когда тарифы регулируются государством, транспортники сами не могут увеличить цены на билеты. В результате предприятия оказываются в сложной ситуации, когда при повышении цен на топливо не происходит индексация тарифов. Таким образом, ухудшается финансовое положение предприятий и возникают проблемы с ликвидностью», — отметил эксперт в комментарии для Naviny.by.

Дмитрий Бабицкий напомнил, что развитие транспортной отрасли в последние годы, когда повсеместно закупались новые автобусы и троллейбусы для городских перевозок, связано с действием с 2001 по 2010 год транспортного сбора, средства от которого напрямую направлялись на закупку техники белорусского производства.

Положением о сборе было предусмотрено, что средства шли на обновление и восстановление городского, пригородного пассажирского транспорта, автобусов междугородных сообщений. Исчисление и уплата транспортного сбора производилась в размере 1,5% от прибыли, остающейся в распоряжении плательщиков.

Если бы не транспортный сбор, считает экономист, система городского транспорта не получила бы такого развития. Теперь же, когда сбор отменен, возможен и откат ситуации: «Ведь не секрет, что сложное финансовое положение теперь не только в транспортной сфере, но и в других бюджетных отраслях. Можно ожидать длительного периода стагнации, который продлится до следующего улучшения финансовой ситуации».

 

Автор: Елена Спасюк

Источник: БелаПАН

Read more...

Миссия

Продвигать аналитику для информирования и выработки доказательной политики, адвокатировать развитие частного сектора.

Портал ЭКОНОМИКА.BY

О портале

For using special positions

https://ekonomika.by

For customize module in special position

https://ekonomika.by

Template Settings

Color

For each color, the params below will give default values
Blue Green Red Radian
Select menu
Google Font
Body Font-size
Body Font-family