wrapper

Новости - слайдер на главной

12-09-19Увеличение с 2011 года размера премии российским нефтяным компаниям  делает переработку нефти на белорусских НПЗ убыточной. В канун старта ЕЭП в таможенной «тройке» вновь замаячил нефтяной спор, который опять может инициировать Беларусь.

На днях концерн «Белнефтехим» официально заявил, что увеличение с 2011 года размера премии российским нефтяным компаниям ставит белорусских переработчиков в неравные условия работы в Едином экономическом пространстве и делает переработку нефти на белорусских НПЗ убыточной.

Более того, как было заявлено, оно противоречит принципам, закрепленным в Соглашении о единых принципах и правилах конкуренции, подписанном Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией 9 декабря 2010 г.

Концерн обращает внимание, что согласно статье 2 Соглашения о порядке организации, управления, функционирования и развития общих рынков нефти и нефтепродуктов Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, стороны Соглашения при формировании общих рынков должны исходить из принципа неприменения количественных ограничений и вывозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное значение).

«Увеличение с 2011 года размера премии в формуле цены нефти в 4 раза можно расценивать как дополнительный сбор со стороны Российской Федерации (российских нефтяных компаний), имеющий эквивалентное таможенным пошлинам значение», – подчеркивает «Белнефтехим».

Злосчастная премия

Бонус российским компаниям при поставке нефти в Беларусь существует давно. Но если в 2007 году премия к цене составляла 1,5 USD/баррель (10-11 USD/т), то, по данным «Белнефтехима», средневзвешенный размер премии за первое полугодие 2011 года составил около 6 долл/баррель, или более 44 долл/т – то есть, произошел рост в 4 раза.

В начале 2011 года белорусские и российские нефтяники вели жесткий спор по размеру премии. Соглашение по условиям формирования этой премии белорусская сторона вынужденно подписала в критической ситуации, так как отечественные НПЗ были на мели и скоро могли вообще остаться без сырья.

Детали самой формулы определения размера премии к цене нефти до сих пор неизвестны. В компаниях их также не разглашают, ссылаясь на коммерческую тайну. В общих чертах известно, что она рассчитывается с учетом среднемесячной разницы между годовым объемом экспортных пошлин на нефть и суммой экспортных пошлин на белорусские нефтепродукты, которые перечисляются в российский бюджет РФ.  Учитывается также предусмотренный совместным балансом объем поставок нефти в Беларусь в этом году – 21,7 млн. т. Данный подход предполагает, что чем больше Беларусь импортирует нефти из РФ и чем больше объем поступлений в российский бюджет от экспортных пошлин на нефтепродукты, тем ниже размер премии к цене поставок в Беларусь.

Формула жестко завязывает белорусскую сторону на российское сырье. Кроме того, с помощью этой формулы российские нефтяники «застраховали» свой бизнес в Беларуси, так как не получили здесь нормальных условий для давальческой переработки.

Позиция РФ: премия – дело бизнес-компаний

Следует заметить, что белорусская сторона впервые официально заявила о своих претензиях в отношении данной премии, обратив внимание на нарушение РФ базовых соглашений по ЕЭП. Пока это сделал отраслевой госконцерн.

Пока неизвестно, будет ли этот «маховик недовольства» раскручиваться дальше и как скоро. Но вряд ли официальный Минск оставит его без внимания, учитывая, насколько высока его цена для белорусской экономики.

Между тем, Россия в резком повышении нефтяной премии не видит никаких противоречий с базовыми соглашениями в ЕЭП. Высокая премия к цене поставляемой в Беларусь нефти, установленная в этом году российскими компаниями, не противоречит соглашениям в рамках ЕЭП о беспошлинной торговле нефтью и нефтепродуктами, подчеркнул посол России в Беларуси Александр Суриков на пресс-конференции в начале июня. Россия, по его словам, действует последовательно: в рамках соглашений по созданию ЕЭП она отменила с 1 января 2011 года экспортные пошлины на нефть. «Все остальное – в рамках договоренностей между бизнес-компаниями», – сказал А. Суриков. Он также отметил, что в первом квартале при цена на нефти около 100 USD за бочку, а бонус для нефтяных компаний составил 45 USD/т. «Это не очень серьезно отягощает при отмене Россией экспортной пошлины на нефть, превышающей 300 USD/баррель. Отягощает, но не очень», – считает посол.

Впрочем, еще совсем недавно не возражал против этой премии и первый вице-премьер белорусского правительства Владимир Семашко. «Что касается премий, то, как вы помните, мы пришли к формуле, по которой она будет рассчитываться. Есть много критиков этой формулы, но я считаю, что это было для нас правильно на тот момент. Мы подписали контракт, который позволил нам иметь сначала премию 4,99 USD/баррель, а по марту – 6 USD/за баррель, а не константу в 7,72 USD/баррель, как нам предлагали российские компании», – сказал В. Семашко, выступая перед депутатами в конце марта.

Только ли премия виновата?

Кстати, еще полгода при подписании базовых соглашений по ЕЭП белорусские чиновники рисовали радужные нефтяные перспективы для своей экономики. Ожидалось, что сальдо внешнеторгового баланса по нефти и нефтепродуктам в 2011 году составит плюс 750 млн. USD (в 2010 году оно было минус 1,5 млрд. USD), а белорусские НПЗ заработать на переработке 1 т нефти 30 USD, в то время как в 2010 году – всего лишь 3 USD.

Высокая премия к цене поставляемой нефти, безусловно, поломала этот оптимистичный сценарий. Но только ли она виновата в том, что впервые за последние годы по итогам первого полугодия белорусские НПЗ сработали с отрицательной рентабельностью и получили большие убытки?

Ситуация в нефтянке «испортилась» гораздо раньше, отмечает «Белнефтехим». С 2007 года резко изменились условия поставки углеводородного сырья в Беларусь. По итогам работы за 2007 год рентабельность реализованной продукции НПЗ составила 3,1%, против 22,8% за предыдущий год, чистая прибыль НПЗ уменьшилась более чем в 5 раз. Этот негативный тренд для белорусских НПЗ сохранятся.

В 2010 году, при вновь изменившихся условиях поставки углеводородного сырья, хозяйственная деятельность НПЗ также была низкоэффективной: рентабельность реализованной продукции НПЗ за 2010 год составила всего 3%, констатирует «Белнефтехим», не углубляясь в причины сложившейся ситуации.

Между тем, подоплеку проблем в белорусской нефтянке недавно образно популярно изложил российский посол А. Суриков. По его словам, пошлины на светлые нефтепродукты, которые с 1995 года попадали в бюджет Беларуси без изъятий, с 2007 года стали изыматься в объеме 70% в российский бюджет, потом 80%, а сейчас все 100%. Как он считает это и «пробило дыру» в белорусском бюджете. Цена этой «дыры» сидит в сумме 1,2 млрд. USD – столько экспортных пошлин на нефтепродукты Беларусь перечислила в российский бюджет по итогам первого полугодия 2011 года.

Нефти много, убытки растут

Как достичь эффективной работы НПЗ в новых условиях – вот как должен был звучать вопрос для белорусского правительства сегодня. Очевидно, что во главу должны быть поставлены качественные показатели Белорусской нефтянки, а не количественные.

Однако не похоже, что правительство задумалось о новой стратегии работы отечественной нефтехимической отрасли. В. Семашко, выступая в конце июня перед депутатами, критиковал «Белнефтехим» за невыполнение целевых показателей. В качестве несомненных плюсов новой ситуации он назвал то, что в 2011 году Беларусь получает нефть из России без каких либо квот и пошлин, нефтепродукты также ввозятся в страну из РФ беспошлинно и сегодня белорусские НПЗ полностью обеспечены сырьем.

Хотя логичнее было бы задать вопрос: почему, имея полную загрузку НПЗ беспошлинной нефтью, заводы работают с отрицательной рентабельностью?

Причин несколько. Основная: принципиально новые в этом году условия импорта российской нефти, предполагающие 100-процентную уплату в российский бюджет экспортных пошлин на нефтепродукты, выработанных из российской нефти. Кроме того, с 1 мая Беларусь вслед за Россией вынуждена была ввести фактически запретительную экспортную пошлину на бензины, что еще более усугубило финансовое положение заводов.

Эти нововведения при сохранении прежней политики административного регулирования внутреннего рынка и перекрестного субсидирования в отрасли обернулись для НПЗ большими убытками.

Традиционно розничная цена бензина на внутреннем рынке составляла 1 USD/л, что позволяло АЗС иметь прибыль, а НПЗ – нулевую рентабельность при реализации топлива на внутреннем рынке. Повышение цен на бензин с 24 мая примерно на 20%, а на дизтопливо – на 24%, которое произошло сразу после девальвации белорусского рубля на 56%, не позволило нефтяникам получить оптимальный уровень цены. Стоимость автомобильного топлива в валютном эквиваленте после девальвации, напротив, снизилась в среднем до 0,7-0,8 USD/л.

Правительство путем повышения цен в среднем на 31% с 7 мая попыталось ликвидировать сложившийся дисбаланс. Эта мера была направлена одновременно на обуздание ажиотажного спроса на горючее с целью его вывоза из страны и улучшение финансового состояния белорусских НПЗ.

Однако очередной скачок цен вызвал негативную реакцию у многих автовладельцев, что вылилось в массовую акцию протеста автовладельцев, вслед за чем с 9 июня по распоряжению А. Лукашенко розничные цены на автомобильное топливо снижены на 13-22%. В результате цены на внутреннем рынке откатились назад от предельно оптимального уровня для достижения эффективной переработки.

Чтобы не допустить дефицит горючего на внутреннем рынке из-за вывоза его в соседние государства, стимулированного диспаритетом цен со странами-соседями сохранился, в Беларуси были введены ограничения по вывозу автомобильного топлива из страны за пределы Таможенного союза. Ручное управление внутренним нефтяным рынком помогло справиться с ажиотажным вывозом дешевого белорусского горючего в сопредельные страны, однако финансовое положение нефтепереработчиков от этого не улучшилось.

Еще год назад белорусские нефтепереработчики могли себе позволить не придавать большого значения продажам на внутреннем рынке. Внутренний рынок был традиционно убыточным, а свои убытки белорусские НПЗ компенсировали за счет экспортных поставок. Исходя из этого была сформирована официальная политика государства в отношении этого рынка: автомобильное топливо – это социально значимый товар, поэтому прибыль для нефтепереработчиков при реализации нефтепродуктов на внутреннем рынке не предусмотрена.

Еще несколько лет назад условия импорта российской нефти были таковы, что всем было хорошо: и нефтепереработчикам, и автолюбителям, и бюджету, который получал хорошие поступления в виде акцизного налога на нефтепродукты. В новых условиях импорта российской нефти стало хуже всем. Причем, новые нефтяные реалии уже коснулись уже и бюджета.

Акцизы на нефтепродукты, которые в большой степени формируют бюджет, долгое время оставались священной коровой. По оценкам, в Беларуси доля акцизного налога в стоимости нефтепродуктов является одной из самых высоких в сравнении с соседними странами, – она превышает 60%. На протяжении последних лет правительство не снижало акцизный налог на нефтепродукты, а напротив, только повышало. С 1 января 2011 года ставки акциза на нефтепродукты были проиндексированы на 8%.

Трудно было представить, что правительство решится вмешаться в налоговую политику в разгар финансового года в такой непростой финансовой ситуации. Тем не менее, Министерство финансов подготовило указ о снижении акцизов на нефтепродукты примерно на 10% и в начале июля этот документ был подписан. Однако нефтяники настаивали на снижении ставки акцизного налога как минимум на 20% – до российского уровня.

Замаячил новый нефтяной спор

Тем не менее, очевидно, что принципиально секвестировать бюджет в этом году правительство не сможет. Ликвидировать перекрестное субсидирование в отрасли, которое также вымывает прибыль заводов, «Белнефтехим» быстро также не сможет, хотя и поставил для себя такую задачу в этом году. Поэтому остается рычаг – давление на ЕЭП с целью отмены разорительной премии к цене.

Сегодня нефтяной бонус белорусская экономика получает прежде всего благодаря разнице между экспортной пошлиной на нефть и на нефтепродукты, которую перечисляется в российский бюджет. Но ведь в обозримой перспективе эта дельта будет снижаться.

6 июля в городе Кириши Ленинградской области премьер-министр РФ Bладимир Путин провел совещание с нефтяниками, посвященное проблемам развития нефтяной отрасли. Он потребовал в течение двух недель внести проект решения об изменении налогового режима в нефтяной отрасли ввести режим <60-66>, а к 2015 году уравнять пошлины на нефть и мазут. Режим <60-66> (снижение экспортной пошлины на нефть и рост - на темные нефтепродукты) должен сделать убыточной экспортно ориентированную нефтепереработку, снизить внутренние цены на мазут и заинтересовать компании как в увеличении добычи нефти, так и в увеличении глубины ее переработки - без сокращения доходов бюджета (за счет роста экспорта нефти) и большинства компаний.

Такой же налоговый режим обязана будет ввести и Беларусь. Это означает, что дельта между пошлиной на нефть и нефтепродукты – то, что прежде всего и позволяло белорусской нефтепереработке получать прибыль – становится минимальной, а значит экспорт нефтепродуктов, выработанных из российской нефти, может стать абсолютно невыгодным бизнесом.

Напомним, нефтяной вопрос был камнем преткновения при подготовке соглашений по ЕЭП Таможенного союза. Беларусь настаивала на отмене экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты. Своего она добилась, заблаговременно подписав и ратифицировав до нового года весь пакет соглашений по ЕЭП.

Теперь же в канун старта ЕЭП вновь в таможенной «тройке» вновь замаячил нефтяной спор, который опять может инициировать Беларусь.

 

Автор: Татьяна Маненок

Источник: Агентство политической экспертизы

 

Tagged under
  • ,

Leave a comment

Миссия

Продвигать аналитику для информирования и выработки доказательной политики, адвокатировать развитие частного сектора.

Портал ЭКОНОМИКА.BY

О портале

For using special positions

https://ekonomika.by

For customize module in special position

https://ekonomika.by

Template Settings

Color

For each color, the params below will give default values
Blue Green Red Radian
Select menu
Google Font
Body Font-size
Body Font-family