Здесь эксперты единодушны: начинать власти нужно с самого верха — с самой себя. А что делать?
Кризис системы управления разрастается
Причиной сегодняшней изоляции с Запада, толкающей Беларусь во все большую политическую и экономическую зависимость от России и в итоге угрожающей независимости страны, является стремление Александра Лукашенко и его окружения сохранить свое политическое доминирование внутри страны.
Но те административные меры, которые позволяют делать это уже свыше 15 лет, все меньше работают во все более вовлекаемой в мировой процесс глобализации экономике Беларуси. Во многом причина финансово-экономического кризиса 2011 года и его последствий происходят из возникшего намного раньше кризиса системы управления страной.
В отличие от валютного и товарного кризиса, который всколыхнул массы в прошлом году, кризис системы управления не преодолен. Более того — он, судя по всему, что сейчас происходит, разрастается.
Получив дешевые газ и нефть из России и свободный доступ на рынок Единого экономического пространства, власть просто не знает, как с максимальной пользой использовать этот своеобразный защитный период. В условиях положительного сальдо многие ее представители заняли позицию: «А нужно ли вообще говорить о реформах, раз так все хорошо?».
И это опасно — как для власти, так и для простых людей
Для власти данная ситуация может «выстрелить» отключением дешевого газа и нефти, обвалом рубля, рабочими бунтами, латентной интеграцией по всевозможным сценариям и форматам в Россию, а при отклонении от этого пути — номенклатурным переворотом пророссийской «пятой колонны». Она, как бы не утверждали обратное, присутствует в стране с 1991 года и не сравнится по своей численности с прозападным аналогом.
Для большинства населения ошибки в управлении вновь будут сказываться на благосостоянии: уровне зарплат, отсутствии возможности раз в год выехать по турпутевке за границу и ценах в магазинах.
Дважды министр, дважды директор
Если власть все-таки готова идти по пути реформирования самой себя, то первым делом она должна признать существующий в Беларуси кризис системы управления.
Нужны новые технологии управления и обязательно — новые управленцы. Вся нынешняя вертикаль, по сути, является акционерным обществом (вроде «Газпрома»), в котором чиновники циркулируют по кругу с одной должности на другую, не привнося свежих идей. Дважды министр, дважды директор — такие должности уже нужно вносить в соответствующий кадровый реестр, поскольку они весьма распространены.
Но готовность реформировать отнюдь не гарантирует успешность результата. Нужно знать, как это делать.
Методы, которые были более-менее эффективны в рамках поставленных краткосрочных задач еще пару-тройку лет назад — в очень быстро меняющемся окружении уже не работают. Эмиссия, перекрестное субсидирование, льготные кредиты это не те ноу-хау, которые позволят белорусским предприятиям конкурировать с россиянами и казахстанцами за почти 300-миллионный рынок сбыта в Едином экономическом пространстве.
Что здесь могло бы сработать?
1. Формирование нескольких автономных экономических центров
В последнее время центр остался один — в Администрации президента. Он и поставляет сегодня необходимую информацию на самый верх, где по традиции принимаются самые важные решения. Хотя всегда и везде нужно иметь альтернативу.
Во времена премьерства, например, Сергея Сидорского, так и было. И Администрация не всегда оказывалась победителем в довольно частых столкновениях мнений с правительственным блоком и блоком Национального банка.
2. Разделение ответственности с обществом и бизнес-истеблишментом
Летом прошлого года кризис системы управления проявился наиболее ярко. С мая и по сентябрь 2011 экономика, предприятия, частный бизнес и домохозяйства выживали самостоятельно в условиях полной анархии. Власть ушла в тень, скорее всего, не имея иных мыслей по разрешению ситуации, кроме как ускорение продажи «Белтрансгаза» и привлечение стабилизационного кредита ЕврАЗЭс.
А бизнес в основном вышел из непростой ситуации, кое-где успешно потеснив конкурентов.
Вот почему еще одним путем создания эффективной системы управления могло бы стать разделение ответственности с обществом и бизнес-истеблишментом путем создания не опереточных, а реальных консультативных советов. Входить в них должны бизнесмены, которые зарабатывают деньги в реальном секторе, а не благодаря квотам на переработку нефти или доступу к госзаказам.
Не исключено привлечение некоторых из них в структуру правительства.
3. Привлечение иностранных специалистов
Не хватает высококвалифицированных доморощенных специалистов (самые талантливые уезжают за рубеж и предпочитают госслужбе бизнес) — приемлем и вариант с экспатами (иностранными специалистами). Он уже реализуется — концерн «Белнефтехим», управляющий наиболее эффективной госсобственностью, возглавляет гражданин России Игорь Жилин. И, надо сказать, что его стратегический подход дает ощутимые результаты для экономики страны.
В середине 1990-х столь же успешной оказалась практика приглашения другого российского менеджера, нынешнего вице-президента «Лукойла» Владимира Муляка. Он по сути и создал нынешнюю «Белоруснефть». Русскоязычные страны-соседи могли бы стать при необходимости источником таких высококвалифицированных специалистов — Анатолия Чубайса, Алексея Кудрина, Сергея Тигипко.
4. Использование возможностей ЕЭП
Чем сегодня власть может доказать, что кризис в «верхах» преодолевается, так это реализацией тех грандиозных возможностей, которые Беларуси предоставило Единое экономическое пространство. Это, по мнению практически всех экспертов — ключевая и чуть ли не единственная точка роста белорусской экономики на ближайшие годы.
И это реальный и единственный за последние пятнадцать лет шанс вывести белорусскую экономику на уровень ведущих экономик мира. Впервые с середины 1990-х годов, когда здесь пытались осесть крупнейшие мировые корпорации, Беларусь может рассчитывать на приход международных игроков со своими технологиями и ноу-хау.
Власть может дать своим согражданам достойную работу и карьеру в рамках этих корпораций. Но для этого нужно создать условия. А в этом, как справедливо отметили в майском докладе специалисты Международного валютного фонда, Беларусь везде (кроме торговли) пока уступает России и Казахстану.
P.S. Если этого не произойдет, если шанс с ЕЭП Беларуси не удастся реализовать, то получится не только еще одно упущенное десятилетие возможностей, которыми стали для новой истории Беларуси 2000-е. Не исключено, что «Беларусь-2015» может вообще не состояться.
Автор: Николай Слуцкий
Источник: Завтра твоей страны