wrapper

Новости - слайдер на главной

Экономика РБ

Экономика РБ (1467)

Беларусь — лидер среди стран бывшего СССР по росту цен

23-09-13-08Беларусь заняла первое место среди стран — республик бывшего СССР по росту потребительских цен в январе — августе 2013 года.

За восемь месяцев цены в Беларуси увеличились на 8,2%. Далее следуют: Россия — 4,5%; Армения — 3,5%; Казахстан — 3,1%; Таджикистан, Эстония — по 2,5%; Кыргызстан, Молдова — по 1,1%; Азербайджан — 0,2%; Литва — 0,1%.

Цены снизились в Латвии, Украине (по 0,6%), Грузии (0,9%) и Туркменистане (1,7% — за первое полугодие). Нет данных по Узбекистану. В самопровозглашенной Приднестровской Молдавской Республике цены в январе — августе повысились на 1,5%.

В августе с показателем роста цен на 0,1% Беларусь разделила четвертое место с Литвой и Россией. Впереди — Таджикистан (0,9%), Армения (0,3%) и Казахстан (0,2%). Цены не изменились в Грузии и Эстонии, уменьшились — в Кыргызстане (0,1%), Молдове (0,2%), Азербайджане (0,3%), Украине (0,7%) и Латвии (0,8%).

По итогам 2011 и 2012 годов Беларусь была первой по росту цен среди стран — республик бывшего СССР (108,7 и 21,8%).

 

Источник: БелаПАН


 

Read more...

Беларусь ждет шестой транш кредита от ЕврАзЭС

17-09-13-19440 миллионов долларов должны прийти на наши счета до конца года.

В июне Совет Антикризисного фонда ЕврАзЭС одобрил белорусское письмо о намерениях. Выполнение изложенных там параметров является условием для выделения шестого транша кредита. Оценку реализации этих параметров за девять месяцев эксперты дадут в октябре.

"В настоящее время большинство контролируемых программой Антикризисного фонда ЕврАзЭС показателей выполняется, все действия правительства и Национального банка направлены на поддержание устойчивой ситуации в экономике, на валютном рынке и в денежно-кредитной сфере", — цитирует главу Нацбанка Надежду Ермакову информагентство БЕЛТА.

С учетом пятого транша, ЕврАзЭС уже перечислил Беларуси 2 миллиарда 560 миллионов долларов на поддержание платежного баланса и пополнение международных резервов.

 

Источник: Еврорадио


 

Read more...

Что ни день, то новая информация о надвигающейся резкой девальвации белорусского рубля

17-09-13-07На этот раз в роли гонца, приносящего дурные вести, выступил Центр макроэкономических исследований Сбербанка РФ, который пришел к выводу о высокой вероятности наступления валютного кризиса в Беларуси и Украине.

Анализируя историю двух резких девальваций, которые пережила Беларусь в течение 2009-11гг., эксперты Сбербанка России даже не упоминают белорусских автомобилистов, которые, по версии Александра Лукашенко, обрушили белорусский рубль в 2011г. Здесь, как и полагается подлинно научному исследованию, все серьезно.

В качестве основной причины, вызвавшей валютный кризис в 2011г., российские эксперты называют макроэкономические диспропорции, сформировавшиеся в результате мягкой денежной и фискальной политики, проводимой правительством Беларуси с марта 2010г. в связи с надвигающимися президентскими выборами.

В то время власти организовали кредитный бум. И в результате масштабного льготного кредитования, осуществляемого госбанками, сложилась парадоксальная ситуация, когда «ставки в белорусских рублях по кредитам оказались ниже ставок по депозитам». Вследствие чего «развитие депозитной базы банков стало заметно отставать от роста кредитования». При этом поддержка фиксированного курса рубля происходила за счет пополнения снижающихся международных резервов с помощью валютных активов банков, с которыми проводились операции «депозитный своп». В результате ровно через год, т.е. к марту 2011г., «рассчитанная вероятность кризиса на валютном рынке в течение года достигла 99%». Поэтому в мае и октябре 2011г. в стране произошла двухступенчатая практически трехкратная девальвация национальной валюты.

Текущий цикл роста вероятности кризиса начался в 2012г. и причины его все те же: «Правительство, наблюдая быструю динамику восстановления, накануне парламентских выборов поспешило вернуться к мягкой политике, подрывающей макроэкономическую стабильность и сводя на нет выигрыши от девальвации».

Высокие темпы кредитования вкупе с опережающим рост производительности ростом доходов населения создали инфляционное давление, что нашло отражение в укреплении реального курса национальной валюты. Основными факторами давления на национальную валюту, учтенными в модели, использованной для прогноза, стали: ухудшение условий торговли и счета текущих операций (переоцененность реального валютного курса), рост внешнего долга относительно динамики золотовалютных резервов, избыточный рост кредитования, низкие темпы роста ВВП.

Согласно расчетам, произведенным по этой модели, вероятность валютного кризиса в Беларуси с июня 2013г. по июнь 2014г. составляет 59%.

Хуже ситуация на Украине, где вероятность валютного кризиса в течение следующих 12 месяцев составляет 82%. И к 100% индикатор приблизится на Украине в течение 2015г. В этот период вероятность валютного кризиса в Беларуси составит 73%. Сравнительно более низкую вероятность резкого обвала курса национальной валюты в Беларуси эксперты Сбербанка РФ объясняют не позитивной динамикой факторов, а двухступенчатой девальвацией, которую Беларусь (в отличие от Украины) пережила в 2011г.

Опубликованные результаты прогноза вряд ли удивят население республики, которое уже давно делает выводы о состоянии белорусской экономики, «исходя из своих ощущений и своего видения».

«А если вы не экономист, то и не заморачивайтесь насчет экономики», - посоветовал населению министр экономики Беларуси Николай Снопков, отвечая на вопросы во время прямой телефонной линии, организованной газетой «Рэспублiка».

Помимо этого он советует «слушать своего лидера, президента». Хотя с данной рекомендацией согласиться сложнее, поскольку в 2011г. Александр Лукашенко твердо обещал населению, что девальвации не будет. Но слово президента оказалось бессильно против законов экономики.

Прошло 2 года, и президент откорректировал свой взгляд на девальвацию. «Никакой девальвации под промышленность и экспорт не будет. Белорусский рубль под промышленность девальвироваться не будет, белорусский рубль будет укрепляться или ослабляться в зависимости от спроса и предложения», - заявил Лукашенко, посещая на минувшей неделе ОАО «Мотовело».

По его словам, перед Нацбанком поставлена «железная задача ни в коем случае ничего не сдерживать и не тратить золотовалютные резервы». «Это святое, я не могу запасы, которые предназначены на три месяца импорта нефти, газа, лекарств вам отдать», - пояснил президент.

Но президент ошибается. Золотовалютных резервов в стране на 3 месяца критического импорта уже не хватит. Есть только на 2 месяца.

За август их величина, рассчитанная по методике Международного валютного фонда, сократилась на $214,9 млн. и составляет на 1 сентября 2013г. $7,7 млрд. в эквиваленте.

Впрочем, могло быть и меньше на $300-400 млн., если бы Нацбанку и Минфину не удалось рефинансировать долги за счет ресурсов внутреннего валютного рынка. Но возможности местных банков не беспредельны и дальнейшее сдерживание падения курса белорусского рубля ниже темпов инфляции обернется сокращением экспорта, а значит, ростом потребности в заимствованиях Минфина и Нацбанка.

Поэтому Лукашенко заблуждается, когда полагает, что, существенно девальвируя рубль, он потакает интересам промышленников, а точнее, «пяти директорам». «Никакой искусственной девальвации, чтобы вам жизнь облегчить и экспорт улучшить, не будет. Я страну не могу бросить под ноги пяти директорам, которые у вас сегодня ни черта не делают», - обозначил свою позицию Лукашенко.

Осталось только понять, какую из натуральных девальваций предпочитает президент. Можно ведь снижать курс национальной валюты в темпе инфляции, а можно привязать ее динамику к курсу российского рубля - к валюте страны - основного внешнеторгового партнера.

Оба этих варианта вполне укладываются в президентскую концепцию. Поэтому Нацбанку пора приступать к конкретным действиям, предварительно уточнив детали президентского наказа.

 

Источник: БЕЛГАЗЕТА


 

Read more...

Беларуси необходимы стабилизационные кредиты Евразийского банка

09-09-13-40«Учитывая, что стабилизационная программа с Антикризисным фондом ЕврАзЭС завершается, Минфин заинтересован в начале реализации принципиально новой программы с фондом», - сообщили агентству БелТА в ведомстве.

Цель новой кредитной программы заявлена благородная - грядущие экономические преобразования в республике. «Консультации с экспертами фонда по выработке основных принципиальных подходов к реализации новой программы белорусская сторона планирует осуществить уже в сентябре текущего года», - уточнили в Минфине.

Реакция из Евразийского банка развития (ЕАБР), управляющего средствами Антикризисного фонда ЕврАзЭС (АКФ), последовала на удивление быстро. Буквально через три дня на сайте банка появилось сообщение, в котором зампред правления ЕАБР Сергей Шаталов довольно деликатно остудил пыл белорусских коллег, напомнив им о том, что «необходимо сначала проанализировать результаты ныне действующей стабилизационной программы, которая началась в 2011г. и пока не завершена».

По его словам, «меры правительства и Нацбанка РБ, поддержанные действующей программой АКФ, дали очевидные позитивные плоды: унифицирован валютный курс, прекратилось эмиссионное кредитование за счет ресурсов Нацбанка, заметно сократилось льготное кредитование по линии госпрограмм. Эти меры, наряду с улучшением условий торговли энергоносителями и благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой, стали ключевыми драйверами по выходу из кризиса платежного баланса 2011г. и сдерживанию темпов инфляции».

Программа АКФ, по мнению Шаталова, создала только основу для дальнейшей стабилизации экономики - для ее успешного завершения необходимо провести структурные реформы, нацеленные на модернизацию и повышение конкурентоспособности белорусских предприятий на внешних рынках. Но структурные реформы такого рода, как известно, подразумевают приватизацию предприятий, которую по плану, согласованному с ЕАБР, запретил проводить Александр Лукашенко.

Тогда белорусское правительство попыталось получить от российского правительства $2 млрд. кредита на модернизацию предприятий. Но Москва согласилась инвестировать заявленную сумму только в совместные проекты, ни один из которых до сих пор не реализован.

На сегодняшний день из Беларуси пока не поступало ни одного сигнала, свидетельствующего о том, что Лукашенко пересмотрел свои взгляды на приватизацию, а Минфин получил санкцию от президента на проведение столь необходимых стране структурных реформ. Что до заявки на новую кредитную программу, то она подтверждает лишь острую нужду республики в валютных ресурсах, а не потребность в реформах, осознанную белорусским руководством. Поэтому Шаталов и говорит о необходимости оценки результатов кредитной программы, завершающейся в этом году.

Не все цели, заявленные на старте программы, достигнуты. В частности, у ЕАБР по-прежнему вызывают беспокойство масштабные формы кредитования госпрограмм, процветающие в Беларуси, хотя объемы льготного кредитования и сократились по сравнению с первой половиной 2011г.

Но этого мало для победы над инфляцией и формированием устойчивого положительного платежного баланса страны. В этой связи зампред правления ЕАБР напоминает, что, согласно последнему варианту письма о намерениях, прирост кредитования экономики является контрольным показателем. Его уровень не должен превышать 1,5% в месяц, но фактически за 7 месяцев 2013г. он составил почти 2%.

При этом Шаталов не пытается ответить на вопрос: куда направляются дополнительные кредитные ресурсы белорусскими властями? Он лишь обращает внимание на то, что разрыв в темпах роста реальной зарплаты и производительности труда не сокращается, и, таким образом, давление на международные резервы страны сохраняется, а потенциал роста инфляции по-прежнему очень велик.

Поэтому задача белорусских властей состоит в том, чтобы привести значение всех контрольных показателей в надлежащий вид. При условии достижения контрольных показателей, установленных программой, 6-й - последний транш кредитной программы в сумме $440 млн. - «должен быть перечислен Беларуси до конца текущего года».

Такую же твердую позицию российского правительства в отношении 6-го кредитного транша подтвердил на прошлой неделе и замминистра финансов РФ Сергей Сторчак. По его мнению, арест гендиректора «Уралкалия» не окажет влияния на эту процедуру: «Это же никак не связано с арестами, мы должны свои обязательства выполнять. Если Антикризисный фонд придет к выводу завершающий транш выделять, мы его выделим - куда мы денемся?» Но при этом замминистра финансов РФ, проведший немало времени в российской тюрьме, выказал непраздный интерес к гарантиям безопасного посещения Беларуси. «Это же люди все. Ехать нам, например, можно туда или нельзя?», - как-то не очень уверенно промолвил Сторчак.

Надо полагать, что ответ на заданный вопрос Сторчак получит от белорусских властей до конца года. А спешить, собственно, и некуда, поскольку обмен мнениями насчет новой кредитной программы в сентябре, конечно, может состояться. Но момент для этого явно не самый благоприятный.

Очевидно, решение будет приниматься не ранее I квартала будущего года, когда эксперты ЕАБР подведут итоги работы белорусской экономики в III и IV кварталах. Криминальные страсти к тому времени наверняка улягутся. В противном случае Беларусь ощутит последствия ответных мер российского правительства и от хрупкой стабилизации на валютном рынке не останется и следа. Судьба белорусского рубля в этом случае будет незавидной. Это ясно как дважды два.

 

Источник: БЕЛГАЗЕТА

 

 

 


 

Read more...

Что Беларусь может продать на $4 млрд в 2013г

09-09-13-38Начало массовой приватизации в Беларуси откладывалось уже не раз. Все время что-то мешало. Открывались другие источники финансов. Властям быстрее и легче было перехватить кредиты, чем заниматься продажей госимущества. Редкие продажи (за исключением, пожалуй, «Белтрансгаза», «Велкома» и «БПС-банка») были осуществлены по принципу «продадим то, что плохо лежит и никому не нужно». В 2014г. ситуация поменяется.

Дело вовсе не в том, что глава государства наконец осознал преимущества частной экономики и свободного рынка. Просто в предвыборный год позарез нужны будут дополнительные $5-7 млрд., которых белорусская экономика в ее нынешней форме, со структурой и качеством управления заработать не сможет.

БЮДЖЕТНАЯ ПОЗИЦИЯ

Если судить по итогам бюджетной политики Беларуси в I полугодии, то никакого фискального пожара в стране нет.

СПРАВКА «БелГазеты». Доходы консолидированного бюджета составили Br92 трлн. (32,3% ВВП) и в реальном выражении выросли на 3,2% (за аналогичный период 2012г. - 29,9% ВВП). Расходы повысились до Br86,2 трлн. (30,2%), что в реальном выражении на 2% больше. Профицит консолидированного бюджета составил Br5,8 трлн. (2% ВВП). Доходы внебюджетного фонда соцзащиты в I полугодии составили Br36,7 трлн., расходы - Br37,1 трлн. (13% ВВП). В целом бюджет сектора госуправления исполнен с профицитом в размере Br5,4 трлн. (1,9% ВВП): доходы - Br128,6 трлн. (45,1% ВВП), расходы - Br123,3 трлн. (43,2%).

Перед нами вполне солидные цифры, которым обзавидовались бы многие европейские правительства. Заметим, что показатели белорусского бюджета были достигнуты в условиях, когда прямые иностранные инвестиции (ПИИ) за 5 месяцев составили $1781 млн., 78,9% из которых составили реинвестированные доходы.

Страна испытывает острый дефицит новых «живых» денег, ведь годовой план привлечения $4,5 млрд. чистых ПИИ никто не отменял. Именно на эти деньги рассчитывали власти при составлении прогноза развития и определения параметров монетарной и фискальной политики на 2013г.

С ростом ВВП белорусское правительство сильно промахнулось. С ПИИ пролетели, но каким-то чудом бюджет за I полугодие получился, как конфетка, даже после того, как реальные располагаемые денежные доходы выросли на 19,8% при годовом плане в 6,5%. Расходы на зарплату в реальном выражении увеличились на 4,5%, составив 31,7% расходов консолидированного бюджета.

Главными налогами консолидированного бюджета стали НДС (31,2% всех поступлений), налог на прибыль (17,6%), подоходный налог (15,3%), налоги от внешнеэкономической деятельности (15%), акцизы (9,2%) и налоги на собственность (4,5%). Из-за роста зарплат бюджет стал получать больше денег по подоходному налогу, но недополучил доходов от экспортно-импортных операций. Из-за рецессии в промышленности и стагнации экономики на 1,5 п.п. сократилась доля налога на прибыль.

Несмотря на негативные явления в экономике, Минфин перевыполнил план по расходам консолидированного бюджета. Они увеличились на 1,8 п.п. по сравнению с аналогичным периодом 2012г. Поддержка государственных модернизационных программ с участием Нацбанка стала главным источником инфляции и напряжения в финансовой сфере. Br11,7 трлн. составили расходы на общегосударственную деятельность, из которых 61,9% (Br7,24 трлн.) были направлены на финансирование государственных инвестиционных программ. Это на 34% больше в реальном выражении.

Поразительные темпы роста с учетом финансовых и валовых показателей промышленности, сельского хозяйства и строительства. Получается, что Совмин просто подсадил большую часть госсектора на интенсивную кредитно-дотационную терапию. И это еще не все деньги налогоплательщиков, которые получили развращенные постоянными подачками из бюджета госпредприятия.

На национальную экономику только за I полугодие было потрачено Br15,2 трлн. - 17,8% всех бюджетных расходов. Более 56% (Br8,6 трлн.) потрачено на один сектор - сельское хозяйство. При этом финансовые показатели этого локомотива национального регресса резко ухудшились. За I полугодие при номинальном росте выручки на 15,8% себестоимость увеличилась на 27,7%. Рентабельность продаж в сельском хозяйстве ухудшилась более чем в 2 раза, составив 7,7%, а без господдержки - только 0,9%.

Сумма чистого убытка убыточных организаций без господдержки увеличилась в 3,4 раза, а доля убыточных организаций увеличилась до 56,1% (за I полугодие 2012г. - 30,1%). Чистая прибыль составила Br3364 млн., что на 25,2% меньше, чем было за аналогичный период 2012г. Получается, что только за полгода дотации и бюджетная поддержка сельского хозяйства превысили объем годовой чистой прибыли всего сектора.

Отметим еще одну важную статью расходов бюджета. Жизнь в долг все дороже обходится белорусским налогоплательщикам. Расходы по обслуживанию госдолга в I полугодии 2013г. составили 16,4% (примерно Br2 трлн.) всех расходов на общегосударственную деятельность.

По закону о бюджете на 2013г. общие расходы по обслуживанию госдолга превышают Br9 трлн. Так что кажущееся бюджетное благополучие похоже на замок из песка на пляже перед штормом. Поэтому Минфин и Минналогов выступили с предложением резко повысить акцизы, НДС, налоги на недвижимость и землю. Поэтому Минфин регулярно проводит аукционы и продает валютные облигации. Поэтому в планы на 2014г. попала цифра «$4 млрд. от приватизации».

ПРОДАТЬ, ЧТОБЫ ПРОЕСТЬ

Очевидно, что никакого плана реальной модернизации, проведения структурных реформ у нынешнего состава Совмина нет.

Все кредиты, которые были взяты органами госуправления ранее, были проедены, профуканы и превращены в долги, складские запасы и неликвиды. В 2012г. государство продало акций всего на $3,2 млн. (план привлечения ПИИ - $3,7 млрд.). В первой половине 2013г., несмотря на планы привлечь $4,5 млрд. ПИИ, бюджет от продажи акций не получил ни копейки. И вот новые грандиозные планы на будущий год: привлечь прямых иностранных инвестиций на $6,7 млрд., из которых $4 млрд. - за счет приватизации.

В условиях европейской рецессии, российской стагнации, интенсификации конкуренции с азиатским бизнесом, роста числа простаивающих производственных мощностей условия приватизации диктуют не продавцы, а покупатели.

Сегодня правительства стран активно борются за инвесторов, заманивают ТНК, уговаривают владельцев патентов и высокотехнологичных товаров. Руководители стран пылинки сдувают с тех международных корпораций, которые готовы вложить деньги, ноу-хау и создать новые рабочие места.

Белорусские власти же наоборот возводят высокие правовые заборы против инвестиций. Один владельческий контроль, приоритетное право облисполкомов на выкуп акций ОАО и угроза принятия индивидуальных (под каждого инвестора) законов о банкротстве чего стоят. В

таких условиях правовая и регуляторная среда резко снижает стоимость белорусских активов и качество потенциальных инвесторов. Поэтому ждать приватизационных чудес в 2014г. нет оснований.

Скорее всего, белорусские власти решатся на заключение сделок с российскими инвесторами. За ними Кремль, поэтому выступать против них будет себе дороже. В первую очередь могут быть проданы МТС, Гродненский «Азот», МЗКТ, «Пеленг», «МАЗ», а также госпакет акций в Мозырском НПЗ. Последний наверняка купит «Роснефть», которая уже владеет 42,58% акций этого завода.

Если этого окажется мало, официальный Минск может пойти на продажу белорусской части нефтяной трубы нефтепровода «Дружба». Нефтяные сделки могут принести в бюджет львиную долю запланированных ПИИ. Цена сделки будет во многом зависеть от переговорных способностей Александра Лукашенко и его искусства раскрутить главу «Роснефти» Игоря Сечина на $3-4 млрд. Возможно, удастся наконец продать госпакет акций в МТС, но больше $700 млн. за него едва ли дадут. Все остальное - мелочевка.

В запасе у официального Минска есть еще два источника финансирования госрасходов. Первый - внешние кредиты, в первую очередь от Антикризисного фонда ЕврАзЭС и, возможно, от МВФ. Второй - кредиты под залог высокоприбыльных ликвидных активов типа «Беларуськалия».

В случае острой необходимости ничто не мешает главе страны приказать заложить 10-15% нашего сырьевого гиганта под очередной кредит российского, австрийского или китайского банка. Сколько бы денег в виде кредитов или иностранных инвестиций ни пришло в Беларусь в 2014г., открытым остается вопрос о качестве их использования. Если ничего не поменяется в экономической политике, то все эти миллиарды долларов будут утоплены в жиже белорусского АПК и раздербанены в рамках модернизационных программ отечественной индустрии.

 

Источник: БЕЛГАЗЕТА


 

Read more...

Если бы с белорусов на границе брали по 100 долларов за выезд, за полгода вышло бы 840 млн

09-09-13-24Таможенники и пограничники не могут ответить, сколько сегодня стоят их услуги на границе.

"Одни граждане по "зеленому" каналу, другие — по "красному". Это разные стандарты", — отвечают Еврорадио таможенники на вопрос, возможно ли подсчитать себестоимость "услуги".

На днях глава государства предложил брать по 100 долларов "с носа". Подсчитал Александр Лукашенко даже сумму, которую белорусы вывезли в 2012 году, — 3 миллиарда долларов на шопинг! Но таможенники точно не знают, сколько вывозят граждане, так как о сумме до 10 тысяч долларов можно не заявлять.

В 2012 году Польшу белорусы посетили почти 4 миллиона раз, это по данным Польской туристической организации. Литву — около 1,3 миллиона раз, это уже по данным нашего Минспорта и туризма.

Цифры кажутся невероятными. Но по данным Пограничного комитета, только за 6 месяцев 2013 года границу с Польшей, Литвой и Латвией, а также границу в аэропорту, пересекали около 8,4 миллиона раз! Это без учета пересечений границы с Россией и Украиной.

Вполне вероятно, что за 2012 год белорусы ездили в Польшу и Литву 5,3 миллиона раз. Если вместе вывезли 3 миллиарда долларов, то в среднем за одну поездку оставляли 570 долларов. Почти среднебелорусская заработная плата.

Академик Института экономики Академии наук Петр Никитенко считает, что глава государства просто высказал свое мнение, чтобы специалисты задумались над ситуацией:

"Ему ведь не предлагают каких-то других мер по улучшению ситуации. Так он сам пытается найти выход. Он высказал это, зная положение. Ему стали давать какие-то предложения. Хорошо, что он это высказывает, чтобы общественное мнение высказалось. Поэтому к этому заявлению следует относиться как к тому, что есть проблема и поставлен вопрос".

Вообще, по мнению Петра Никитенко, надо смотреть, какой товар люди ввезли. Ведь конкуренция — это не плохо.

"Если ввезли товар, которого в Беларуси нет, то это один вопрос. Или если более качественный ввезли, то это будет подстегивать наших производителей".

Если брать со всех по 100 долларов уже в этом году, то за полгода государство заработало бы 840 миллионов долларов.

 

Автор: Виталий Ругайн

Источник: Еўрарадыё


 

Read more...

Станет ли калий скоро вновь союзным

09-09-13-20Калийная война, похоже, близится к благоприятному для Беларуси финалу. Москва постепенно сворачивает угрозы экономических санкций, а Сулейман Керимов, которого Минск провозгласил главным виновником калийных раздоров, по слухам, собирается выйти из капитала «Уралкалия». Что стоит за этими событиями и как они повлияют на калийную отрасль и белорусскую экономику?

Санкций нет и не будет?

В понедельник глава Минсельхозпрода РФ Николай Федоров заявил, что на данный момент его ведомство не рассматривает дополнительных запретов на импорт белорусской сельскохозяйственной продукции. В силе пока останутся лишь ограничения на ввоз свинины, введенные из-за африканской чумы.

Поскольку названная мера была принята 30 августа — на фоне скандала, связанного с арестом 26 августа в Минске генерального директора «Уралкалия» Владислава Баумгертнера, некоторые СМИ назвали ее дипломатическим ударом Москвы по Беларуси с целью добиться освобождения российского бизнесмена. Но высока вероятность и того, что не все события последних недель крутятся исключительно вокруг калия.

Так, Россельхознадзор отреагировал на вспышки свиной чумы в Беларуси еще в июле, когда ограничениям подверглись поставки из Витебской области. Причем, стоит отметить, что это — именно ограничения, а не эмбарго. Мясопродукты, подвергшиеся термической обработке при температуре более 72 градусов Цельсия (считается, что вирус свиной чумы тогда погибает), по-прежнему поставляются в Россию беспрепятственно.

События на нефтяном фронте пока также нельзя однозначно назвать войной. Правда, 28 августа «Транснефть» объявила о сокращении поставок в Беларусь на 400 тысяч тонн, объясняя это ремонтом трубопровода «Дружба». Но этот шаг оговаривался с Минском еще в марте. А то, что белорусские НПЗ начнут получать меньше сырья именно с 15 сентября, может быть связано лишь с плановым ежегодным капремонтом завода в Мозыре, который стартует как раз в этот день.

Вероятность санкций снижает и высказывание президента РФ Владимира Путина, который 6 сентября заявил, что хочет «решить проблему» без «шума и гама». О том, каким Путин видит решение проблемы, могут свидетельствовать и последние слухи на рынке. Российские СМИ, цитируя многочисленные источники в бизнесе и власти, сообщают о том, что Сулейман Керимов, которого белорусская сторона считает главным виновником распада Белорусской калийной компании (бывшего совместного трейдера «Уралкалия» и «Беларуськалия»), собирается продать свою долю акций в российском калийном монополисте.

Чем же объясняется такое благоприятное для Минска развитие событий?

Для «войны» Минск выбрал хороший момент

Во-первых, белорусские комментаторы связывают это с нежеланием Кремля компрометировать создаваемый Евразийский союз. Ведь экономическое давление России на другого члена-сооснователя ЕЭП может насторожить Кыргызстан, Узбекистан и Армению, которые ранее заявили о намерении присоединиться к этой интеграционной структуре.

Кроме того, единая позиция Москвы в дипломатическом конфликте с Минском может осложняться разногласиями в политических элитах России. Нынешние акционеры «Уралкалия» тесно связаны с премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым и его заместителем Аркадием Дворковичем, что частично объясняет их радикальную позицию в конфликте. Но арест Баумгертнера совпал с давлением на Медведева и его политическое и деловое окружение со стороны Администрации президента РФ. А это значит, что Лукашенко если и не координировал свои действия с Путиным, то потенциальную общность интересов с ним, несомненно, учел.

Но главная причина развязки конфликта кроется, вероятно, в российской калийной отрасли.

Почему Кремль недоволен «Уралкалием»

Дело в том, что новая стратегия «Уралкалия» на ценовое выдавливание конкурентов поставило под вопрос реализацию проектов по разработке калийных месторождений другими российскими игроками. В частности, речь идет о Гремячинском месторождении компании «Еврохим», которое должно стать первым новым производством в российской калийной отрасли за последние 30 лет.

Кремль считает этот проект стратегическим как для страны, так и для развития Волгоградской области. В 2010 году на объект лично приезжал тогда премьер-министр Владимир Путин. Персонально его курировал и тогдашний вице-премьер Игорь Сечин. Калийные проекты «Еврохима» и «Акрона» в Пермской области также должны обеспечить значительные поступления в бюджет РФ и тысячи новых рабочих мест.

В связи с этим не вызывает сомнения, что Кремль воспринял новую стратегию «Уралкалия» без энтузиазма и, скорее всего, неформально настаивал на восстановлении порядка на рынке, а значит — на возобновлении сотрудничества с «Беларуськалием».

Но перспективы примирения калийных монополистов затруднялись непримиримой позицией Минска к нынешним акционерам «Уралкалия». В первую очередь речь идет о Сулеймане Керимове, который, по данным на июль, владел 21,75% акций компании. Причем, позиция Лукашенко, возможно, объяснялась не только мстительностью, но и неформальными договоренностями с другими российскими бизнесменами, заинтересованными в выкупе актива.

Новый собственник «Уралкалия» — это новый союзник «Беларуськалия»?

В связи с этим выход Керимова из «Уралкалия» представляется весьма вероятным, тем более что интересы бизнесмена от этого вряд ли сильно пострадают.

Как писали Naviny.by год назад, основной профиль Керимова — биржевые спекуляции, и в активы компаний он входит с целью их дальнейшей перепродажи. Правда, акции «Уралкалия» стоят сейчас намного меньше, чем в июле. Но, во-первых, всё равно дороже, чем когда Керимов их впервые покупал (в понедельник, на фоне слухов о смене собственника, выросли еще на 7%). Во-вторых, за три года инвестор получил со своих бумаг немалый дивиденд.

Кроме того, главный акционер «Уралкалия» фактически распродал существенную часть своего пакета еще до обвала рынка — по сделке репо со «Сбербанком» и в виде конвертируемых облигаций в пользу China Investment Corporation. Нынешний интерес к покупке компании вызван, возможно, и слухами о том, что выкупать подешевевшие бумаги обратно Керимов не собирается.

Теперь, по слухам на рынке, за пакет Керимова в «Уралкалии» конкурируют близкий к Владимиру Путину банкир Владимир Коган с одной стороны и принадлежащие к окружению Медведева Владимир Евтушенков и Михаил Гуцериев с другой. Последний, кстати, имеет богатый опыт белорусско-российских стратегических проектов. В начале 2000-х он возглавлял «Славнефть», совладельцем которой тогда была и Беларусь, а одним из активов — пакет акций Мозырского НПЗ.

Но кто бы не выкупил «Уралкалий», Кремль, скорее всего, настоит на том, чтобы первоначальной задачей новых владельцев компании стало восстановление ценового контроля над рынком в сотрудничестве с «Беларуськалием». А это значит, что продажи белорусского калия в полном объеме через совместного трейдера могут возобновиться в недалеком будущем.

 

Автор: Стась Ивашкевич

Источник: Белорусские новости


 

Read more...

На трудовую пенсию теперь придется зарабатывать 10 лет. Изменения коснутся лишь молодых работников

09-09-13-01Государство продолжает оптимизировать расходы на социальную сферу. Сначала постановлением Совмина работникам были урезаны больничные. Теперь Указом президента увеличен минимальный стаж для получения трудовой пенсии.

Так, со следующего года, чтобы заработать трудовую пенсию по возрасту, нужно будет платить обязательные страховые взносы не менее 10 лет. Показатель увеличен вдвое: сегодня для этого достаточно проработать и 5 лет.

— Реализация данной меры будет способствовать легализации занятости на рынке труда, ограничению иждивенческих устремлений, — говорят в Минтруда.

При этом нововведение не коснется работников, которые собираются на пенсию в ближайшее время и имеют «весомый советский стаж». Соответственно, и пересчета уже назначенных пенсий быть не должно.

— Сегодня на пенсию по возрасту выходят лица, начавшие работать еще в советские времена и фактически отработавшие необходимый стаж еще до распада Советского Союза, — прокомментировала документ министр труда и соцзащиты Марианна Щеткина. — Мера адресована более молодым работникам. Она заблаговременно нацеливает на необходимость более длительного формирования своих пенсионных прав.

На 1 сентября средняя трудовая пенсия в Беларуси составила 2 182 782 рубля, минимальная – чуть больше 1,5 миллиона. А тем, кто вносил взносы в Фонд соцзащиты меньше 5 лет (именно этот показатель с 1 января будет увеличен вдвое), государство выплатило всего по 513 тысяч рублей.

В Министерстве труда отмечают, что для социально уязвимых слоев населения сохранятся прежние условия по минимальному стажу. Для получения трудовой пенсии пяти лет работы будет достаточно инвалидам с детства и их родителям, инвалидам войны, а также многодетным матерям.

Кроме того, не изменятся принципы назначения пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца.

Авторы документа уверяют, что сегодня во всем мире наблюдается тенденция к увеличению минимального стажа для получения права на трудовую пенсию.

 

Источник: FINANCE.TUT.by


 

Read more...

Грядет ли молочная война в Беларуси

01-08-13-11Над белорусским экспортом снова сгущаются тучи. Россельхознадзор обвиняет нашу страну в реэкспорте в Россию чужого молока.

Эту тему для Naviny.by прокомментировал председатель правления Национального союза производителей молока РФ «Союзмолоко» Андрей Даниленко.

Напомним, 31 июля главный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко выступил со скандальным заявлением.

«Сегодня мы видим вдоль белорусской границы оффшорные зоны, куда сбрасываются все неликвиды. И вдруг они превращаются в оффшорных зонах в белорусскую продукцию, как товар Беларуси. Сегодня к нам Беларусь завозит молока больше, чем она производит», — заявил Онищенко на встрече с бизнес-омбудсменом Борисом Титовым.

Действительно по данным Белстата, экспорт белорусского сухого молока в РФ увеличился за январь-май в полтора раза, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – до 300 млн. долларов. Причем, по словам господина Даниленко, участникам российского рынка о данных схемах известно уже не первый год.

«Мы еще с прошлого года ставим этот вопрос. Удивительным образом уже в прошлом году начался колоссальный рост объемов поставок белорусского молока на российский рынок, и эта тенденция продолжается в этом году. При этом мы не видим резкого роста производства сырого молока в Беларуси. Более того, за прошлый год, в Беларуси было небольшое сокращение производства во втором полугодии в связи с проблемами с кормами.

Естественно такой рост экспорта вызывает вопрос. Эти объемы не могли быть перенаправлены Беларусью с других экспортных направлений, ведь Россия была и остается основным рынком для белорусского молока. Кроме того в белорусском экспорте мы наблюдаем увеличивающуюся долю фальсификата, то есть – использование растительных жиров вместо животных», — заявил он в комментарии для Naviny.by.

Откуда реэкспорт?

«Детали схем реэкспорта нам неизвестны. Но по информации, поступающей в «Союзмолоко», продукция может поступать из Польши, которая имеет высокую степень субсидирования продукции. Литва также имеет общую границу с Беларусью и также имеет высокую степень субсидирования. Сырое молоко там – существенно дешевле, чем в РФ.

Кроме того, многие предприятия Украины не прошли сертификацию Россельхознадзора, но имеют общую границу с Беларусью. После вступления Украины в ВТО европейские импортеры получили туда облегченный доступ. Поэтому не исключено движение из ЕС в Беларусь через Украину», – отметил эксперт.

Из слов эксперта также следует, что если Москва и затевает новую молочную войну с Беларусью, то реальной ее причиной будет не молоко: «На сегодняшний день острой проблемы с белорусским демпингом уже не стоит. Эта проблема была актуальной в прошлом году, когда российские производители были вынуждены сокращать затраты и в результате существенно уменьшили поголовье молочного скота. Но сейчас на рынке — наоборот, колоссальный дефицит сырья и белорусской продукции недостаточно, чтобы его покрыть. Поэтому белорусские производители больше не испытывают потребности демпинговать, а продают свою продукцию по линии рынка».

Но при желании, обосновать очередную торговую войну потребностями российского рынка – нетрудно. По словам г-на Даниленко, вопросы к белорусским производителям остаются.

«Позиция Национального союза производителей молока — такова. Раз мы находимся в Таможенном союзе, необходимо защищать наших производителей в обеих странах — ограничить импорт из дальнего зарубежья. Но также необходимо планировать товарооборот с Беларусью. Наши государства по-прежнему подписывают годовые балансы, но белорусская сторона их регулярно нарушает. Баланс прошлого года был превышен на 20%. В текущем году также идет превышение», — подчеркнул глава «Союзмолока».

Если же в контексте последних конфликтов вокруг калия и ранее – растворителей, гроза все-таки разразится, потери белорусского экспорта могут составить сотни миллионов долларов…

 

Автор: Стась Ивашкевич

Источник: Белорусские новости


 

Read more...

В Беларуси повысился бюджет прожиточного минимума, детские пособия и потребительский бюджет на одного члена семьи

01-08-13-02В Беларуси установлены новые размеры минимальных потребительских бюджетов (МПБ) для разных социально-демографических групп в среднем на душу населения и на одного члена семьи.

Период действия этих социальных нормативов — с 1 августа по 31 октября 2013 года. Бюджет прожиточного минимума в среднем на душу населения с августа составит 1 026 290 рублей. С 1 мая по 31 июля он был равен 974 110 рублей

Для трудоспособного населения БПМ составляет 1 132 380 рублей, для пенсионеров — 849 900, для детей в возрасте до 3 лет — 877 220, для детей в возрасте от 3 до 6 лет — 1 157 940, для детей в возрасте от 6 до 18 лет — 1 142 580, для детей-студентов — 1 024 990.

Минимальный потребительский бюджет на одного члена семьи из четырех человек на месяц равен почти 1,6 млн рублей. По словам специалистов, основные статьи расходов МПБ семьи из четырех человек в ценах июня следующие: продукты питания — 54,3% (860 тыс. рублей), одежда, белье, обувь — 22,1% (720 тыс.), пользование жилым помещением и коммунальные услуги — 5,1% (80 тыс.), бытовые услуги, транспорт, связь — 5,3% (85 тыс.), предметы культурно-бытового и хозяйственного назначения — 8,1% (130 тыс.), предметы санитарии, гигиены, лекарства — 2,2% (35 тыс.), культурно-просветительные мероприятия и отдых — 1,6% (25 тыс.), взносы и платежи — 1,3% (20 тыс.).

Бюджет молодой семьи из трех человек на одного члена семьи с сегодняшнего дня составляет 1 686 790 рублей, для трудоспособного населения — 2 037 000, для пенсионеров — 1 587 000, для студентов — 1 569 000, для детей в возрасте до 3 лет — 1 242 000, от 3 до 6 лет — 1 495 230, от 6 до 18 лет — 1 769 500.

По данным Национального статистического комитета, среднемесячная заработная плата работников за II квартал 2013 года составила 5 010 660 рублей. В соответствии с новой редакцией закона, согласно которой размер пособия на первого ребенка составляет 35% среднемесячной заработной платы, на второго и последующих детей — 40%, на ребенка-инвалида — 45%, в августе — октябре размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет на первого ребенка составит 1 753 000 рублей, на второго и последующих детей — 2 004 000, на ребенка-инвалида в возрасте до 3 лет — 2 254 000.

 

Источник: БЕЛТА


 

Read more...

Миссия

Продвигать аналитику для информирования и выработки доказательной политики, адвокатировать развитие частного сектора.

Портал ЭКОНОМИКА.BY

О портале

For using special positions

https://ekonomika.by

For customize module in special position

https://ekonomika.by

Template Settings

Color

For each color, the params below will give default values
Blue Green Red Radian
Select menu
Google Font
Body Font-size
Body Font-family