wrapper

Новости - слайдер на главной

Макроэкономическая политика

Кто рискует попасть в «черный реестр» налоговиков

06-04-12-33В Беларуси продолжается борьба с уклонением от уплаты налогов. С нового года Министерство по налогам и сборам будет вести Реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере.

Создание реестра предусмотрено подписанным президентом 23 октября Указом № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств». Он вступает в силу 1 января 2013 года.

Реестр будет публичным. Данные из него можно будет посмотреть на сайте Министерства по налогам и сборам.

По словам заместителя министра по налогам и сборам Беларуси Василия Каменко, Указ № 488 будет направлен на предупреждение целого ряда экономических правонарушений и уголовных преступлений и, в первую очередь, уклонения от уплаты налогов .

Какая разница, на каком основании пришли деньги?

Вызывает сомнение обоснованность некоторых оснований внесения в реестр. Например, в него включается субъект хозяйствования, на счета которого поступило свыше 5 000 базовых величин в месяц «и при этом его руководитель, индивидуальный предприниматель… не располагает сведениями о фактических обстоятельствах осуществления предпринимательской деятельности, в результате которой поступили указанные средства». Однако если средства поступили на счет, то с них необходимо уплатить налоги. И если налоги уплачены, то о «минимизации сумм налоговых обязательств» говорить уже нельзя. Какая разница, на каком основании пришли деньги? Главное, что с них уплачен налог!

Деньги могут быть также перечислены по ошибке. И в этом случае руководитель действительно не будет располагать сведениями об основаниях платежа. И уж совсем удивительно, как индивидуальный предприниматель, получив деньги, не будет знать, за что они поступили?

МНС=суд?

Следующим основанием для включения в реестр является подписание платежных документов о перечислении средств на сумму свыше 5 000 базовых величин в месяц неуполномоченным представителем организации. Однако сделка, совершенная неуполномоченным лицом, согласно ст. 175 Гражданского кодекса, может быть признана недействительной только по иску лица, в интересах которого установлены ограничения. Таким образом, предоставляя МНС право определять наличие полномочий у представителей сторон по сделке, Указ № 488 вводит норму, противоречащую ГК, и предоставляет права суда органу исполнительной власти.

Кто заплатит за ошибку?

Ошибочно включенного в реестр субъекта хозяйствования должны исключить из него не позднее одного рабочего дня, следующего за днем выявления ошибки. Правда, Указ № 488 не предусматривает обязанности МНС возместить убытки, причиненные ошибкой. В этом случае следует использовать п. 5 ст. 153 ГК, предусматривающий возможность взыскания убытков, причиненных распространением сведений, порочащих деловую репутацию.

Субъект хозяйствования имеет право обжаловать в хозяйственный суд решение МНС о включении его в реестр или об отказе в исключении из реестра.

 

Автор: Алесь Журба

Источник: Завтра твоей страны


 

Read more...

Новый жилищный кодекс: как белорусов будут выбрасывать на улицу

15-10-12-141 марта 2013 года вступит в силу новый Жилищный кодекс Беларуси. Кому-то этот документ даст значительно больше прав и возможностей, а для кого-то новый кодекс станет путевкой в бездомную жизнь. По крайней мере, перспектива превратиться в бомжа на совершенно законных основаниях может возникнуть даже в случае банального развода. «Завтра твоей страны» обращает внимание на 7 основных положений нового Жилищного кодекса.

1. Можно будет выселять через суд бывшего мужа или бывшую жену. Однако только в том случае, если бывший супруг имеет «голую» регистрацию и у него нет доли в праве собственности на квартиру, либо если иное не установлено Брачным договором или письменным соглашением о порядке пользования жилым помещением.(п. 2 ст. 95 ЖК).

2. Собственник жилья получает право выселять без предоставления другого жилья даже членов своей семьи при наличии специального письменного соглашения о выселении, заключаемого при вселении или во время проживания (п. 1 ст. 85 ЖК).

3. Если вы не погасите кредит, выданный под залог квартиры, то банк сможет выселить вас и проживающих с вами граждан «без предоставления другого жилого помещения» (п. 5 ст. 75 ЖК)

4. Наниматель государственного жилья (или частного жилья, если оно предоставляется организацией) получает право без чьего-либо согласия зарегистрировать на занимаемой жилплощади супруга, родителей и детей (п. 1 ст. 56 ЖК).

5. ЖЭСы должны будут указывать в «жировках» тарифы на жилищно-коммунальные услуги, а также конкретные объемы и перечень оказанных услуг по многоквартирному жилому дому (п. 1 ст. 31 ЖК).

6. Из служебного жилья будут выселять в случае прекращения трудовых отношений с нанимателем (п. 1 ст. 92 ЖК). Сейчас работника нельзя выселить из служебной квартиры, если он проработал в организации более 10 лет или стал инвалидом вследствие увечья, профессионального заболевания, полученных на работе.

Из общежитий будут выселять при наличии шестимесячной задолженности за коммунальные услуги без уважительных причин (п. 2 ст. 93 ЖК).

7. Впервые в законодательстве закреплена возможность перевода нежилого помещения в жилое. Для этого потребуются соответствие помещения установленным для проживания санитарным и техническим нормам, заявление собственника и решение местного органа управления.

 

Автор: Алесь Журба

Источник: Завтра твоей страны

Read more...

Министр труда: В Беларуси обязательно должно формироваться ответственное отношение к работе

15-10-12-13Среди всех прогнозных показателей 2012 года самый ожидаемый и обсуждаемый - выход на обещанную среднюю зарплату в 500 долларов. "Динамика есть, - обнадежила министр труда и социальной защиты Марианна Щеткина. - Если в начале года по зарплате практически никто не подходил к 500 долларам, то сегодня 30 видов экономической деятельности имеют и 500, и 800, и 1000 долларов". Вместе с тем министр не преминула напомнить тезис, ставший в последнее время главным экономическим постулатом страны: "Заработную плату надо заработать".

Выступая перед профактивом на организованном Федерацией профсоюзов Беларуси семинаре, Марианна Щеткина достаточно много говорила о социальной политике государства: повышении пенсий и пособий, тарифной ставки 1-го разряда, дополнительных гарантиях по коллективным договорам. Каждый аргумент подтверждался статистическими данными. Однако, когда разговор коснулся заработной платы и механизмах ее повышения, министр ушла из экономической плоскости в область психологии.

По мнению Марианны Щеткиной, причина низкой производительности труда (а от этого показателя зависит уровень зарплат) кроется в менталитете наших сограждан - не привыкли на работе работать. Главное, вытерпеть 8 часов - и домой.

"В европейских странах если рабочий день длится 8 часов, то ты должен их полностью посвятить работе. Потратил 15 минут на перекур - это время высчитывается. У нас перекуров может быть несколько. Но они не учитываются, так же, как и опоздания. Думаю, каждый из вас видел, что в рабочее время человек с чайником может продефилировать по коридору раз пятнадцать. Мы все это понимаем, - укорила министр. - И когда мы говорим о заработной плате, то приводим в пример Запад - хотим, чтобы было, как у них. Но никто не хочет так же, как там, работать. Потому что в отведенное время европеец должен "пахать", а не разговаривать по телефону, распивать чаи или беседовать с коллегами".

"Во-вторых, сегодня едва ли не все получили высшее образование. Государство предоставило такую возможность. Но в результате сложилась такая ситуация, когда на рынке труда очень много юристов, психологов - они не востребованы. Что делать? На наш взгляд, есть прекрасная возможность - переобучение, которое полностью дотируется государством, - отметила министр. - В фонд соцзащиты на 2013 год заложены 290 миллиардов рублей в программу занятости: на переобучение, создание новых рабочих мест. Вплоть до того, что если безработный хочет стать предпринимателем, ему помогут составить бизнес-план. Вы думаете, все эти средства освоены? Нет. Даже если финансово помогут, составят бизнес-план, дальше ведь надо самому работать. А мешает инертность".

"У нас обязательно должно формироваться ответственное отношение к работе, - подчеркнула Марианна Щеткина. - В Беларуси зарегистрированы 26 тысяч безработных при 70 тысяч вакансий. По телевизору недавно показывали репортаж из одной балтийской страны. Журналист спросил у побирающегося мужчины: почему он не работает? "Я бы хотел работать, - отвечает, - хоть дворником, но работы нет". У нас другой подход: я на это место не пойду - здесь мало платят. Недавно мне жаловался руководитель строительной фирмы: "Не могу набрать строителей - на 6 миллионов никто не соглашается, потому что мало…"

Вместе с тем, министр труда заверила: социальная поддержка со стороны государства сохранится. Правда, рассчитывать на нее смогут только те, кто действительно в помощи нуждается.

"Основная ценность нашего государства - это человек, - напомнила Марианна Щеткина. - Но основная ценность тоже должна понимать, что она должна самореализоваться, максимально раскрыть свой потенциал. Для этого придется приложить усилия, потому что за руку никто никого водить не будет. Задача государства - создать необходимые условия. Сегодня каждому предоставлена возможность и учиться, и работать. А вот как ими воспользоваться, как использовать с наибольшей выгодой - это задача каждого конкретного человека".

 

Источник: Prof-Press.by


 

Read more...

В октябре 2012 года Беларусь потратит на обслуживание государственных долгов в валюте более полумиллиарда долларов

02-05-12-32По данным Национального банка РБ заранее установленные чистые затраты активов в иностранной валюте РБ на обслуживание ссуд и ценных бумаг (по данным на 1 октября 2012 года) составляют 570 миллионов долларов.

При этом 565,1 млн. USD составят расходы на выплату основной суммы долга, а 5,6 млн. USD — проценты по долгу.

В течение от 1 до 3-х месяцев с 1 октября 2012 года аналогичные заранее установленные чистые затраты активов в иностранной валюте РБ составляют 798,8 млн. USD. То есть, в ноябре и декабре затраты несколько упадут, главную тяжесть выплат страна несет в октябре.

В течение первых 9 месяцев 2013 года данные затраты составят еще 3,0 млрд. USD.

Но эти данные не полностью отражают валютные расходы Беларуси на ближайший год, так как кроме прямых долгов правительства и Нацбанка, существуют еще и обязательства правительства по обязательствам субъектов хозяйствования в иностранной валюте, которые, возможно, придется выполнять.

Они довольно значительны. Так, обусловленные чистые затраты активов в иностранной валюте в октябре составляют, по данным Нацбанка, 222,8 млн. USD. На срок от 1 до 3-х месяцев обязательств еще больше — на 1 067 млн. USD. Но зато потом величина данных обязательств резко снизится: на срок от 3-х до 12 месяцев их всего на 185,8 млн. USD.

Несмотря на значительные объемы расходов валюты, золотовалютные резервы страны намного превышают их. Так, на 1 октября 2012 года официальные резервные активы и другие активы в иностранной валюте составляли 9 919,2 млн. USD.

Из них официальные резервные активы равнялись 8 126 млн. USD, а другие активы в иностранной валюте — 1 793,2 млн. USD.

При этом значительная часть резервов существует в форме вложений в золото (на 2 357,4 млн. USD), и, пожалуй, может быть исключена из состава резервов, потому что как показывает опыт прошлых кризисов, трогать золотые запасы страны в случае кризиса руководство РБ не собирается, то есть можно считать, что их нет.

Резервные активы в иностранной валюте на 1 октября составили всего 3 326,4 млн. USD.

Аналогичная ситуация сложилась и с валютными активами, не включаемыми в состав официальных резервов. Золота на 1 октября 2012 года там было на 485,3 млн. USD, а валюты — на 1 304,7 млн. USD.

 

Источник: Select.by

Read more...

Продажа «фамильного серебра» в случае крайней необходимости

06-04-12-23Аналитики Белорусского института стратегических исследований ( BISS) констатируют возвращение к практике повсеместного субсидирования процентных ставок для предприятий, реализующих модернизационные проекты.

Как отмечается в очередном выпуске BISS Trends, приватизационный процесс застопорился, приватизация крупных предприятий рассматривается как продажа «фамильного серебра» в случае крайней необходимости.

Впрочем, в третьем квартале 2012 года эксперты отмечают стагнацию либо регресс практически по всем рассматриваемым трендам. Так, в сфере политической демократизации / либерализации происходило очевидное ухудшение положения с правоприменительной практикой избирательного законодательства. Если в период избирательных кампаний этапа условной либерализации (парламентские выборы 2008 г., местные выборы 2010 г., президентские выборы 2010 г.) выборы становились поводом для некоторого ослабления ограничений в избирательной сфере, то особенностью прошедших выборов 2012 г. стало последовательное свертывание ранее внесенных позитивных изменений в законодательство о проведении выборов.

Анализ положения дел в сфере качества управления и верховенства права в третьем квартале также обнаруживает регрессивную тенденцию: большинство событий и фактов свидетельствуют о централизации власти и делиберализации. Показательным примером «ручного» управления страной явилось постановление Совмина №841, возложившее на высших должностных лиц персональную ответственность за судьбу отдельных предприятий и инвестиционных проектов в стране.

В геополитической сфере ярко выраженный дисбаланс во внешней политике Беларуси в пользу России сохраняется, однако в третьем квартале отмечен рост конфликтности в белорусско-российских отношениях. По-видимому, российское руководство вновь прибегает к давлению на своего союзника с целью обеспечить выполнение им взятых на себя обязательств, прежде всего в сфере приватизации.

Отношения с Европейским Союзом остаются стабильно плохими. В рассматриваемый период двумя главными отрицательными событиями в отношениях ЕС-Беларусь стали дипломатический конфликт со Швецией и белорусские парламентские выборы, не признанные международными наблюдателями свободными и справедливыми. В то же время были освобождены всего два политических заключенных.

Наконец, в области культуры продолжается политизация и идеологизация культурной жизни Беларуси. Происходит дальнейшая девальвация культурной продукции, представляющей официальный дискурс, и поляризация культурной жизни страны. Еще более отчетливыми стали крайне непоследовательные, противоречивые и даже неуклюжие действия властей в области наметившейся ранее «мягкой белорусизации».

 

Источник: Агентство политической экспертизы

Read more...

Почему ухудшилось сальдо внешней торговли: настоящие причины

06-02-12-11

Прекращение экспорта растворителей и смазочных материалов, как уже писали Naviny.by, не было главной причиной возвращения Беларуси к отрицательному торговому сальдо. Если бы не другие факторы, сальдо бы было по-прежнему положительным. И наоборот: если бы в нынешней ситуации этот бизнес продолжился — торговый баланс в августе 2012-го все равно оказался бы намного ниже ноля.

Благодаря имеющимся в открытом доступе данным, посчитать эффект от экспорта растворителей на внешнюю торговлю Беларуси — задачка для школьников. Попробуем ее решить вместе.

Условие:

В июле Беларусь реэкспортировала 372 000 тонн российских нефтепродуктов, которые закупала по средней цене 498 долларов за тонну, а продавала по 630 долларов за тонну — под видом растворителей и разбавителей. А также реэкспортировала 217 тысяч тонн сырой нефти, которую закупала в России по средней цене 365 долларов за тонну, а продавала по 475 долларов за тонну — под видом смазочных материалов.

Вопрос:

Насколько уменьшилось внешнеторговое сальдо Беларуси в августе, после того, как страна прекратила этот бизнес?

Ответ:

(630-498)*372 000 = на 49 миллионов долларов по растворителям

и

(475-365)*217 000 = на 24 миллиона долларов по смазочным материалам

Как видим, в общем ухудшении торгового сальдо в августе (на полмиллиарда долларов) ликвидация нефтяной контрабанды стоила всего-то 73 миллиона. Если бы июльское положительное сальдо (+142 миллиона долларов) уменьшилось на эту сумму, наша внешняя торговля все равно осталась бы в плюсе.

Куда растворяется половина «растворительных» прибылей?

Примечателен еще один момент. Белорусские нефтяные фирмы продают российские нефтепродукты, вывозимые под видом растворителей, намного дешевле, чем когда вывозят нефтепродукты официально. Так, в июле экспортная цена светлых нефтепродуктов составила в среднем 813 долларов за тонну, а растворителей — всего лишь 630 (разница — 183 доллара на тонне). То же — по смазочным материалам. В июле они экспортировались по средней цене 475 долларов за тонну, в то время как тонна нефти стоила на мировом рынке 688 долларов (разница — 213 долларов за тонну).

В сумме выходит, что на экспорте «растворителей» и «смазок» в июле экспортеры растворителей заработали на 114 миллионов долларов меньше, чем могли бы. Это соответствует и нашей оценке. Как писали ранее Naviny.by, в июле белорусские нефтяные фирмы сэкономили на невыплате экспортных пошлин около 170 миллионов долларов. Между тем официальная статистика оценивает их прибыли намного скромнее — в 73 миллиона.

Возможна ли такая бесхозяйственность со стороны экспортеров? Вряд ли. Объяснений этому может быть два. Либо экспортеры растворителей сознательно занижают декларируемую стоимость товаров при экспорте, чтобы вдвое уменьшить налоговые платежи с прибыли. Либо же большая часть прибылей от растворительного бизнеса достается не белорусской стороне, а ее партнерам — которые покупают «разбавители» в балтийских портах.

Но это — уже отдельная тема. Как бы то ни было, к торговому балансу отношение имеют только официальные данные, согласно которым, отказавшись от названных схем реэкспорта, Беларусь за месяц ухудшила свое торговое сальдо на 73 миллиона долларов.

Резкое же падение внешнеторгового сальдо Беларуси в июле и августе произошло под влиянием сразу нескольких факторов — как внешних, так и внутренних.

Больше всего нашу торговлю подкосил начавшийся в июле скачок мировой цены на нефть.

Ухудшение условий нефтепереработки

На протяжении первой половины 2012 года Беларусь покупала нефть в среднем по 404 доллара за тонну, а нефтепродукты экспортировала по 860 долларов за тонну. Таким образом, от экспорта одной тонны нефтепродуктов положительный эффект для торгового баланса составлял 456 долларов (из тонны нефти получается примерно одна тонна нефтепродуктов).

Но в июле разница в цене между экспортированными нефтепродуктами и импортируемой нефтью для Беларуси снизилась до 359 долларов (на 97 меньше среднегодового уровня). Казалось бы — немного, но умножим это на 1712 тысяч тонн нефтепродуктов, вывезенных в июне, и получим уже внушительную цифру — 166 миллионов долларов. В результате сальдо в июле составило 141,6 миллиона долларов — как раз на 160 миллионов меньше, чем месяцем ранее.

На самом же деле потери оказались еще большими, поскольку в предыдущие месяцы условия переработки были лучше среднегодовых из-за того, что цены на сырье тогда уменьшались.

Торговое сальдо Беларуси в январе-августе 2012 года

1

Котировки нефти в январе-сентябре 2012 года

2

Дорогая нефть — хорошо это или плохо для Беларуси?

В долгосрочной перспективе цены на нефть и нефтепродукты пропорционально выравниваются, поэтому стабильно высокие цены на углеводороды — хорошо для НПЗ, поскольку увеличивают их маржи (при условии, что цены не настолько высокие, чтобы вести к рецессии и сокращению спроса на топливо).

Но выравнивание происходит с определенным запозданием — иногда в недели и даже месяцы. Поэтому в среднесрочной перспективе все зависит от того, по какой именно причине меняется цена. Другими словами, что идет впереди рынка: стоимость нефти или нефтепродуктов. Если причина изменений — в резком увеличении спроса на нефтепродукты, то для НПЗ хорошо, когда цены идут вверх. Ведь их продукция дорожает, а сырье временно остается дешевым.

Но, к сожалению для белорусской торговли, резкое удорожание углеводородов в июле-августе имело обратную природу. Цена сырья выросла за два месяца с 92 до 113 долларов за баррель из-за паники на нефтяной бирже, вызванной опасениями относительно конфликта Запада с Ираном. При этом европейский рынок нефтепродуктов находился на спаде.

Как уже отмечалось, из-за ухудшения условий переработки в июле торговое сальдо Беларуси сократилось более чем на 166 миллионов долларов. Подробных данных за август пока нет, но из статистики таможенного комитета видно, что разница между ценой за тонну импортированного и экспортированного «топлива минерального» в августе уменьшилась еще больше. В результате потери Беларуси в наилучшем случае могли составить около 250 миллионов долларов, но на самом деле ухудшение торгового сальдо по этой категории было, несомненно, большим.

Удобрения и печатный станок

В августе к ухудшению экономики НПЗ добавилось резкое снижение по экспорту удобрений — из-за падения глобального спроса. Стагнация на калийном рынке продолжается не первый месяц. В июне экспорт по этой статье сократился по сравнению с предыдущим месяцем на 33 миллиона долларов, в июле — еще на 5 миллионов, но в августе сокращение было радикальным — на 78 миллионов долларов.

Также в августе, согласно данным Государственного таможенного комитета Беларуси, страна увеличила импорт практически по всем статьям, кроме топлива и автомобилей. Больше всего завезли электротехнических товаров (плюс 50 миллионов долларов к июлю), промышленного оборудования (плюс 25 миллионов), по десяткам других статей — увеличение от 5 до 15 миллионов долларов. Очевидно, что это уже следствие внутренней политики белорусских властей, которые наращивают денежную массу, удерживая при этом курс рубля.

Таким образом, в падении торгового сальдо в августе сыграли роль следующие факторы. На первом месте — ухудшение рентабельности нефтепереработки из-за роста цен на нефть (около 250 миллионов долларов). На втором — увеличение обычного импорта (около 100 миллионов). На третьем — стагнация на мировом калийном рынке (78 миллионов). И, наконец, на четвертом — прекращение экспорта растворителей, разбавителей и смазочных материалов (73 миллиона долларов). В сумме — искомые полмиллиарда долларов, которых недосчиталась наша внешняя торговля.

Чего ожидать в дальнейшем?

На основании этой информации нетрудно сделать прогноз. Если не произойдет ничего непредвиденного, то в ближайшие месяцы внешнеторговая ситуация будет улучшаться. Угроз стабильности национальной валюты на данный момент не наблюдается.

Стоимость нефти на мировом рынке стабилизировалась, в то время как цены на нефтепродукты продолжают повышаться, догоняя подорожавшее ранее сырье. В сентябре на нефтяной бирже был даже временный небольшой спад стоимости нефти, что обещает белорусским НПЗ дополнительную прибыль.

Из негативных тенденций — продолжается стагнация на калийном рынке, хоть долгосрочные прогнозы и благоприятны. Также, скорее всего, продолжится плавное ухудшение по обычному импорту и экспорту — из-за инфляционной политики белорусских властей и сокращения внешнего спроса на наши тракторы.

В сумме, однако, резких изменений не предвидится, и тенденция на ближайшие месяцы — на плавное улучшение, главным образом — за счет увеличения доходности экспорта белорусских нефтепродуктов. Правда, это при условии, что белорусские власти не предпримут самодеструктивных шагов в бюджетной или финансовой политике. Но этот дамоклов меч висит над нашей экономикой постоянно и экономическому прогнозу не подлежит.

Что касается нефтяных конфликтов с Москвой, то на сегодняшний день белорусская экономика никак от них не потерпела. Даже наоборот. Как уже писали Naviny.by,  пожертвовав растворительным бизнесом, белорусские власти начали оставлять себе почти половину экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, с избытком возместив утраченные доходы.

 

Автор: Стась Ивашкевич

Источник: Белорусские новости

Read more...

Гарантии вместо долгов

20-08-12-08В августе 2012 года продолжилось стремительное увеличение внутреннего долга, гарантированного правительством Беларуси.

Обычно при обсуждении проблемы государственного долга Беларуси принято обращать внимание только на непосредственный долг правительства, а размер предоставленных им гарантий по долгам предприятий не рассматривается. Однако величина подобных гарантий в настоящее время уже настолько велика, что расходы бюджета на их выполнение могут оказаться значительными.

Фактор риска.

Так, по данным Министерства финансов РБ, в августе величина внутреннего долга, гарантированного правительством Беларуси, выросла на 2 трлн. BYR (10,4%), достигнув на 1 сентября 20,63 трлн. BYR. Увеличение данного долга в августе оказалось намного выше, чем в июле, когда он вырос на 703 млрд. BYR (3,9%) - до 18,7 трлн. BYR.

При этом внешний долг, гарантированный правительством РБ, в августе вырос на 0,16 трлн. и составил 14,02 трлн. BYR.

В то же время государственный долг РБ в целом на 1 сентября составил 119,6 трлн. BYR. Таким образом, гарантии правительства Беларуси по долгам предприятий на эту дату оказались равными 29% от его прямого долга. То есть расходы правительства на выполнение гарантий могут оказаться значительными, особенно если в экономике Беларуси возникнут какие-либо проблемы. Значит, гарантии стали дополнительным фактором риска.

Увеличение долга, гарантированного правительством, является негативной тенденцией, так как означает, что правительство фактически пытается обойти ограничение в отношении государственных инвестиций, вызванное снижением кредитной эмиссии Национального банка. Это будет препятствовать стабилизации финансового рынка Беларуси.

В последнем официальном сообщении Министерства финансов по внешнему долгу ситуация с гарантиями никак не комментировалась, более того, факт роста долга, гарантированного правительством, вообще не был отмечен.

Минфин прокомментировал только причины роста прямого долга без учета гарантий. Так, государственный долг РБ в целом на 1 сентября составил 119,6 трлн. BYR, увеличившись с начала года на 3,2 трлн. BYR (2,7%).

Увеличение государственного долга в рублевом выражении, как сообщил Минфин, было в основном обусловлено ростом рублевого эквивалента внешнего государственного долга в связи с ослаблением курса белорусского рубля.

Внутренний государственный долг Беларуси с начала 2012 года увеличился на 45,6 млрд. BYR и достиг на 1 сентября 17,9 трлн. BYR. Увеличение внутреннего государственного долга, как сообщил Минфин, было также обусловлено ослаблением курса белорусского рубля.

Минфин не беспокоится.

Внешний государственный долг по состоянию на 1 сентября составил 12,1 млрд. USD, увеличившись с начала года на 290,6 млн. USD. Рост долга, согласно сообщению Минфина, объясняется привлечением кредитов МБРР, Антикризисного фонда ЕврАзЭС и банков Китая.

Пик платежей по внешнему долгу придется на 2013 год. Как сообщил министр финансов Беларуси Андрей Харковец, расходы по погашению и обслуживанию государственных внешних долгов в 2013 году составят около 3 млрд. USD.

По словам министра, эта величина является некритичной для Беларуси. Он заявил, что следующий год планируется завершить с положительным сальдо торгового баланса, кроме того, Минфин будет использовать инструменты рефинансирования долгов.

А именно: имеется возможность привлечь 900 млн. USD в рамках работы с Антикризисным фондом ЕврАзЭС, прорабатывается вопрос о выходе на международные финансовые рынки. Кроме того, министр сообщил, что правительство располагает значительными ресурсами в виде остатков средств бюджета прошлых лет, которые могут быть использованы в том числе и для погашения внешних обязательств.

Муниципальный долг снижается.

Кроме долга правительства и его обязательств по гарантиям, к обязательствам государства относятся еще и долги местных органов власти. Значительная часть этих обязательств оформлена в виде муниципальных облигаций.

Объем эмиссии облигаций местных исполнительных и распорядительных органов, находящихся в обращении на 1 июля, составил 7,387 трлн. BYR, снизившись за год на 10,8%. Большая часть данных ценных бумаг - на 4,136 трлн. BYR - находилась в собственности банков.

Всего на рынке ценных бумаг Беларуси на 1 сентября обращались облигации 29 органов местной власти. В первую очередь это, конечно, облигации облисполкомов и Мингорисполкома.

Лидером по выпуску облигаций оказался Гродненский облисполком, у которого на 1 сентября в обращении находилось облигаций на 1,58 трлн. BYR.

Муниципальные облигации в основном были выпущены в 2009-2010 годах, то есть еще до того, как местные бюджеты стали профицитными, как это наблюдается в текущем году. Выпуск облигаций практически прекратился в начале 2011 года, после того как курс доллара и ставки по рублевым инструментам пошли вверх.

Облигации в основном выпускались в белорусских рублях, и с учетом падения курса рубля к доллару США в 2011 году выпуск облигаций для местных органов власти оказался очень удачным проектом - их долг после девальвации обесценился почти в 3 раза.

Несмотря на сокращение задолженности органов местной власти, правительство решило ввести дополнительный контроль над ней. Как сообщил 2 октября на заседании 11-й сессии Палаты представителей Национального собрания Беларуси министр финансов РБ Андрей Харковец, в законе о бюджете на 2013 год вводятся понятия, определяющие лимит долга органов местного управления и самоуправления и лимит долга, гарантированного ими.

В проекте закона установлено, что размер соответствующих лимитов, то есть общая сумма накопленных на конец года прямых обязательств и обязательств, обеспеченных гарантиями, за исключением долга, образовавшегося в связи с получением бюджетных кредитов на финансирование временных кассовых разрывов, суммарно не может превысить 80% объема доходов соответствующего бюджета без учета получаемых субвенций из бюджетов вышестоящего уровня.

Введение данного лимита не имеет большого значения для рынка муниципальных облигаций, так как их объем, как правило, существенно ниже доходов местных бюджетов. Но в будущем, конечно, ситуация может измениться.

 

Источник: Select.by


 

Read more...

В Беларуси изменят механизм расчета пособий по уходу за ребенком до трех лет

13-02-12-18В Беларуси в 2013 году будет внедрен новый механизм расчета пособий по уходу за ребенком в возрасте до трех лет. Об этом сегодня журналистам сообщила заместитель начальника управления народонаселения, гендерной и семейной политики Министерства труда и социальной защиты Беларуси Марина Артеменко.

В следующем году будут пересмотрены подходы к назначению и выплате государственных пособий как основному звену господдержки семьи в период ухода за детьми. Парламентарии 8 октября этого года приняли в первом чтении проект закона "О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей", который предусматривает исчисление размера пособия на первого ребенка в размере 35% среднемесячной заработной платы, на второго и последующих - 40% среднемесячной заработной платы.

Кроме того, наиболее социально уязвимым категориям граждан планируется назначение пособий на детей старше трех лет без учета доходов семьи. Также усилится социальная защита семей, воспитывающих детей-инвалидов, и будет проведена унификация системы надбавок к пособиям.

Всего в Беларуси действует десять видов государственных пособий семьям с детьми. Одно из них - пособие по уходу за ребенком - получают 96% семей.

Как отметила Марина Артеменко, за последнее время размеры государственных пособий семьям, воспитывающим детей, значительно увеличены. Так, в 2011 году пособие в связи с рождением ребенка возросло вдвое с 5 до 10 бюджетов прожиточного минимума (БПМ) и составляет в настоящее время 8,438 миллиона рублей, при рождении второго и последующих детей - с 7 до 14 БПМ и составляет 11,814 миллиона рублей.

С начала года повышены размеры пособий по уходу за ребенком-инвалидом с 65% до 100% БПМ, на детей старше 3-х лет - с 30% до 50% БПМ. Появились также дополнительные гарантии при рождении детей в многоплодных родах: при рождении двойни или более детей на каждого ребенка выплачивается помощь на приобретение вещей первой необходимости в размере 2 БПМ на каждого ребенка.

Всего государственные пособия в Беларуси выплачиваются на свыше 447 тысяч детей (25,8% от их общего количества).

Пересмотрены объемы финансовой помощи многодетным семьям в погашении задолженности по льготным кредитам при строительстве (реконструкции) жилья. При наличии в семье троих несовершеннолетних детей сумма задолженности по выданным кредитам погашается в размере 75%, при наличии четверых и более несовершеннолетних детей - 100%.

Продолжая тему государственной поддержки семей, воспитывающих детей, Марина Артеменко отметила, что все дети в возрасте до трех лет обеспечиваются бесплатными лекарственными средствами, выдаваемыми по рецептам врачей в пределах перечня основных лекарственных средств.

"Роль матери в становлении и жизнедеятельности общества, формировании его нравственных устоев неоценима, поэтому проблемы семьи, материнства и детства всегда были и остаются в центре внимания общественности и государства", - подчеркнула представитель Минтруда.

 

Автор: Вера Громчакова

Источник:  БЕЛТА


 

Read more...

Миссия

Продвигать аналитику для информирования и выработки доказательной политики, адвокатировать развитие частного сектора.

Портал ЭКОНОМИКА.BY

О портале

For using special positions

https://ekonomika.by

For customize module in special position

https://ekonomika.by

Template Settings

Color

For each color, the params below will give default values
Blue Green Red Radian
Select menu
Google Font
Body Font-size
Body Font-family